Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить
свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда
добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными
сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что
их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным
мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые
в их работе методики.
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации
добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в
некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний
и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.
Переход России к рыночной экономике вызвал интенсивный
процесс дифференциации вступающего в жизнь молодого поколения, появлению
значительных групп социально дезадаптированных детей. Профилактика асоциального
поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и
иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем
современного общества, и соответственно – теории и практики социальной
педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения
задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не
только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем
социуме нередко оказываются более эффективными.
Актуальность проблемы добровольческого
движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев
характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме
социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет
выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России. В их числе
наиболее значимыми являются противоречия:
– между накопленным опытом социально-педагогической
работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его
в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;
– между востребованностью современной отечественной
социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой
деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в
отечественной социальной работе;
– между реально существующей возможностью изучения опыта
добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в
практике работы российских неправительственных организаций.
С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и
в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного
исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого
бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций
добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий
деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности;
идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как
главную ценность этой деятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения
Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 % общего объема финансирования. Другой источник ...
Наблюдение
В применении Шкалы тактики есть один недостаток, проистекающий из возможного нежелания респондента отвечать на вопросы. Кроме того, список «нарушений» может оказаться неполным. Поэтому наиболее распространенным и довольно простым является ...
Роль социальных групп в общественной жизни.
Помимо социального контроля и социализации индивида и других хороших качеств существует и не приятная роль. Ведь именно различия на группы делают психологически возможным совершение жестоких поступков даже гуманными людьми.
Большинство п ...
|