Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить
свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда
добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными
сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что
их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным
мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые
в их работе методики.
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации
добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в
некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний
и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.
Переход России к рыночной экономике вызвал интенсивный
процесс дифференциации вступающего в жизнь молодого поколения, появлению
значительных групп социально дезадаптированных детей. Профилактика асоциального
поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и
иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем
современного общества, и соответственно – теории и практики социальной
педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения
задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не
только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем
социуме нередко оказываются более эффективными.
Актуальность проблемы добровольческого
движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев
характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме
социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет
выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России. В их числе
наиболее значимыми являются противоречия:
– между накопленным опытом социально-педагогической
работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его
в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;
– между востребованностью современной отечественной
социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой
деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в
отечественной социальной работе;
– между реально существующей возможностью изучения опыта
добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в
практике работы российских неправительственных организаций.
С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и
в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного
исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого
бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций
добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий
деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности;
идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как
главную ценность этой деятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ эмпирических данных социологии
С формальной точки зрения при сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:
- два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство ...
Персонал
В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, об ...
В чем заключается объект экономической социологии?
Принимая во внимание все сказанное, мы получаем возможность определить, что же представляет собой объект экономической социологии.
Объект экономической социологии — это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических п ...
|