Проблема социальной
инфраструктуры весьма важна и уникальна для социологии жизни. Никакое
общественное сознание, никакая деятельность человека, социальных групп,
общностей, классов не могут развиваться и существовать без условий,
обеспечивающих их функционирование.
Согласно марксистскому
подходу, в качестве важнейших компонентов человеческой истории выступают
действительные индивиды, «их деятельность и материальные условия их жизни
(курсив мой. – Ж. Т.), как те, которые они находят уже готовыми, так и те,
которые созданы их собственной деятельностью». Одним из моментов конкретизации
этих материальных условий жизни индивидов является анализ условий процесса их
трудовой деятельности. Исследуя непосредственно сферу производства, К.Маркс
поясняет: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет
труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в
более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные
условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться. Прямо они
не входят в него, но без них он или совсем невозможен, или может происходить
лишь в несовершенном виде... (курсив мой. – Ж.Т.). Примером этого же рода
средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.».
Все материальные условия
жизни можно представить в виде совокупности различных элементов, относящихся к
материальным производительным силам и так или иначе оказывающих влияние на
развитие и функционирование производства. Это, прежде всего условия, созданные
самой окружающей природой и постоянно воздействующие на характер трудовой и
других форм жизнедеятельности человека. Мы называем их внешними (естественными
или природными, по Марксу) материальными условиями. Но одновременно существуют
материально-вещественные элементы, которые созданы человеком и входят в
качестве важнейшего компонента в так называемую «вторую природу». Они образуют
общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всей трудовой и
повседневной жизни людей, органически связывая различные сферы общественного
производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно
эти элементы и образуют то, что называют понятием инфраструктура.
В историческом развитии
общества роль и значение указанных элементов производительных сил постепенно
возрастали. Пока круг человеческих потребностей и интересов был чрезвычайно
узок и соответственно производство предметов, удовлетворяющих эти ограниченные
потребности, покоилось на труде изолированных производителей, общество могло
обходиться в основном естественными внешними условиями. Однако по мере
усложнения человеческих и появления новых производственных потребностей
общество вынуждено было значительно расширить границы и возможности сферы
материального производства и включить в сферу своего воздействия уже и условия,
которые обеспечивают жизнь человечества, его обществ и сообществ, а также
каждого человека.
Исходя из этого, в главе
рассматриваются только те аспекты инфраструктуры, которые касаются социальной
жизни, ее основных проблем и которые направлены на удовлетворенность условиями
этой жизнедеятельности.
Рекомендуем к прочтению:
С чего начать?
Приступая к планированию и осуществлению кампании по сбору средств, необходимо, прежде всего, четко и ясно понимать, что собой представляет ваша организация, в чем состоит ее миссия – ведь это первое, что будет интересовать людей, которых ...
Формы организации культурно-досуговой деятельностиподростков в условиях
небольшого города
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том чис ...
Деньги в никуда. Результаты опроса
Мы опросили 40 подростков 13-15 лет и выяснили, что сами зарабатывают только 9 человек из всего числа опрошенных. В основном это девочки, которые работают в фирмах по производству косметики, и те, кто помогают, как репетиторы, маленьким д ...
|