Проблема социальной
инфраструктуры весьма важна и уникальна для социологии жизни. Никакое
общественное сознание, никакая деятельность человека, социальных групп,
общностей, классов не могут развиваться и существовать без условий,
обеспечивающих их функционирование.
Согласно марксистскому
подходу, в качестве важнейших компонентов человеческой истории выступают
действительные индивиды, «их деятельность и материальные условия их жизни
(курсив мой. – Ж. Т.), как те, которые они находят уже готовыми, так и те,
которые созданы их собственной деятельностью». Одним из моментов конкретизации
этих материальных условий жизни индивидов является анализ условий процесса их
трудовой деятельности. Исследуя непосредственно сферу производства, К.Маркс
поясняет: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет
труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в
более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные
условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться. Прямо они
не входят в него, но без них он или совсем невозможен, или может происходить
лишь в несовершенном виде... (курсив мой. – Ж.Т.). Примером этого же рода
средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.».
Все материальные условия
жизни можно представить в виде совокупности различных элементов, относящихся к
материальным производительным силам и так или иначе оказывающих влияние на
развитие и функционирование производства. Это, прежде всего условия, созданные
самой окружающей природой и постоянно воздействующие на характер трудовой и
других форм жизнедеятельности человека. Мы называем их внешними (естественными
или природными, по Марксу) материальными условиями. Но одновременно существуют
материально-вещественные элементы, которые созданы человеком и входят в
качестве важнейшего компонента в так называемую «вторую природу». Они образуют
общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всей трудовой и
повседневной жизни людей, органически связывая различные сферы общественного
производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно
эти элементы и образуют то, что называют понятием инфраструктура.
В историческом развитии
общества роль и значение указанных элементов производительных сил постепенно
возрастали. Пока круг человеческих потребностей и интересов был чрезвычайно
узок и соответственно производство предметов, удовлетворяющих эти ограниченные
потребности, покоилось на труде изолированных производителей, общество могло
обходиться в основном естественными внешними условиями. Однако по мере
усложнения человеческих и появления новых производственных потребностей
общество вынуждено было значительно расширить границы и возможности сферы
материального производства и включить в сферу своего воздействия уже и условия,
которые обеспечивают жизнь человечества, его обществ и сообществ, а также
каждого человека.
Исходя из этого, в главе
рассматриваются только те аспекты инфраструктуры, которые касаются социальной
жизни, ее основных проблем и которые направлены на удовлетворенность условиями
этой жизнедеятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Общие и национально-специфические черты бюрократии.
Карьера как ядро бюрократической системы
Бюрократия — это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых. Бюрократия как слой управляющих людей призвана осуществлять вып ...
Чувство национального самосознания
Чувство национального самосознания до недавнего времени существовало только в культурной среде, а общее британское правительство было признано всеми четырьмя народами, за исключением небольшого количества жителей Северной Ирландии. Однако ...
Детерминирующие факторы эмиграционных процессов
Рассмотрение эмиграции как самостоятельного феномена (а не как составляющей миграции), когда и оценивается влияние привлекающих и выталкивающих факторов, и соотносятся потери и выгоды от эмиграции - то значительное число работ по этой тем ...
|