Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Страница 3
Материалы и статьи » Особенности развития социальных знаний в XVII веке

Представления Гоббса о природе человека значительно отражали страсти буржуа эпохи начавшегося развития капитализма и присущей ему конкуренции. Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне, потому что один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. Пагубность состояния войны всех против всех побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния. Такой путь указывают естественные законы, предписания разума, замечает Томас Гоббс, подчеркивая, что естественное право - свобода делать все для самосохранения, естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни. Естественные законы гласят: следует искать мира, всем нужно взаимно отказаться от права на все, люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от естественных прав, то есть свободы делать все для самосохранения, люди переносят их на государство, сущность которого Томас Гоббс определял как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты. Государство - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог, верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним ловцом к устам суверена, другим к умам подданных, награды и наказания - нервы, благосостояние граждан - сила, безопасность народа - занятие, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть и т.п. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей, даже мысли подданных подчинены суверену - правитель определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет и т.п., разъясняет Томас Гоббс назначение и суть государства и естественных прав.

В учении о праве и государстве Томас Гоббс отбросил теории божественного устройства общества и защищал теорию общественного договора. В его трудах содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственное усмотрению. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по обочинам дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Особенность учения Гоббса в том, что необходимой гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля. Права государственной власти у Гоббса совместимы с интересами классов, которые провели в середине XVII в. в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса имелись зародыши материалистического понимания общественных явлений. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он установил конституционную монархию, что открыло возможность крупной буржуазии к реальной власти, к управлению государством. Это был классовый компромисс буржуазии и дворянства. Политико-правовые итоги переворота 1688 г., вошедшего в историю как славная революция, нашли теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632 - 1704 гг.). Политические концепции естественного права и общественного договора, образование государства нашли изложение в "Двух трактатах о правлении". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в государственном состоянии. Естественное состояние - состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными, никто не имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объяснялась как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной собственности. Собственность - нечто неразрывно связанное с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает его своей собственностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Что представляют собой социально-экономические процессы?
На стыке этих двух сфер, в ходе и результате развертывания взаимодействия между ними, возникают социально-экономические процессы. Ядром и субъектом этих процессов является человек, выступающий а) как личность, б) как социальная общность ( ...

Образование в современном мире
Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для ...

Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции. Дефиниция понятия «эмиграция»
Современное состояние понятийного аппарата темы «миграция» характеризуется наличием многих проблем. В их числе – не разработанность некоторых дефиниций; дискуссионность других, некорректное употребление третьих; незнание о способности к с ...