Взгляды Карла Мангейма по вопросам системы образования
Страница 3
Материалы и статьи » Дюркгейм и Мангейм об институте образования » Взгляды Карла Мангейма по вопросам системы образования

«Еще одна неблагоприятная тенденция вытекала из того, что характер человека воспитывался для жизни, причем «жизнь» понималась как нечто общее, как вакуум . Сейчас мы знаем, что этот вакуум, называемый жизнью, фактически представляет собой общество с меняющимися условиями и институтами».

«Основное отличие довоенной демократии от нынешней состоит в том, что первая находилась на оборонительных позициях, заботясь главным образом о сохранении своего равновесия, тогда как сейчас мы знаем, что сможем выжить, только если нам удастся превратить ее в динамическую и воинствующую демократию, которая будет . выражать характер изменений, вытекающих из новых конструктивных идей.

Идеи эти должны быть истинными и своевременными, а также привлекательными, как для нашего молодого поколения, которое должно их отстаивать, так и для народов оккупированных стран Европы, ждущих такого руководства».[15]

И далее:

«Общепризнано, что моральные нормы, которые больше не могут выполняться, поскольку утратили связь с реальностью, увеличивают число нарушителей закона и подрывают веру в закон вообще. Демократическая система еще не разработала механизм удаления этих устаревших норм из морального кодекса . И если мы до сих пор обходились без институционального контроля в области морали, то это объяснялось тем, что большая часть этических норм повседневной жизни была создана методом проб и ошибок и передавалась по традиции . Сегодня темпы изменений слишком высоки, чтобы можно было положиться на бессознательный эксперемент и выбор. Индивид теряется в невидимом обществе, так как он слишком слаб, чтобы придумывать для себя новые нормы .».[16]

Выводы

Как видим из этой главы, взгляды Карла Мангейма значительно отличаются от взглядов Дюркгейма, рассматривавшего образование скорее не как систему, а как функцию социума и «вписывавшего» ее в общий контекст воспитания, не предполагающий самостоятельного институирования образовательной функции ab ovo.[17] В свою очередь концепция Мангейма построена как раз на институировании образования как системы

. Системы как общественного института, чьи интересы идут в фарватере социальных и политических потребностей общества.

Эта эволюция взглядов двух виднейших социологов 20 века вполне объяснима в контексте как исторического развития в целом, так и как результат прогресса и усложнения социологических концепций.

Нельзя не обратить внимание на сходство в данном вопросе программных взглядов Мангейма и советских коммунистов. И сходство тут не случайно - Мангейм искал возможности для положительных заимствований из взглядов политических противников.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Характеристика инструментария (анкеты, кодификатора и т.п.)
Всего в анкете 15 вопросов, в том числе: 1. Вопросы по содержанию: 1.1. О личности респондента – 3 1.2. О фактах поведения - 4 1.3. О фактах сознания - 3 2. Вопросы по форме: 2.1. Открытые – 2 2.2. Закрытые – 11 2.3. Полуоткрытые ...

Рационализация нигилизма
Отличительная черта российской социологии - ее исключительное влияние на общественную и политическую жизнь. История не знает другого такого подчинения человеческого сообщества теоретической схеме. Что же касается тематической программы и ...

Этническая стратификация.
В состав прежнего СССР входили 35 национальных государствен­ных систем (15 союз­ных и 20 автономных республик) и 18 националь­но-государственных образований (8 автоном­ных областей и 10 авто­номных округов). Причем этнический состав в ка ...