Привлечение клиента к соответствующей деятельности имеет цель помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы.
Каждый клиент уникален так же, как и его проблемы. Что действенно для одного клиента, не всегда представляет интерес для другого.
7-я стадия: Выбор стратегии и заключение контракта
Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.
8-я стадия: Подготовка к вмешательству
На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.
Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку, для того чтобы состоялся процесс изменения.
9-я стадия: Осуществление вмешательства
Существуют различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники используют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы: интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т.д. Комплекс вмешательств постоянно изменяется и модернизируется.
Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие действия:
1. стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, награду и т.д. (применяют при работе с детьми);
2. репетицию поведения, проигрывание трудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем;
3. систематическое развитие адаптивных моделей поведения с целью преодоления различных беспокойств;
4. дифференциальное закрепление поведения, комбинирование стимулов — от положительных до полного игнорирования;
5. обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач.
Познавательные методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социальном функционировании произойдет в том случае, если произойдут изменения в познавательных процессах. Эти процедуры включают:
1. изменение неправильных представлений и нереалистических ожиданий;
2. работу над увеличением самообладания и самоуправления.
10-я стадия: Оценка барьеров
В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера, их причинами могут быть:
• внутренние конфликты клиента;
• отсутствие навыков взаимодействия у клиента;
• давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения;
• проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Барьеры могут быть вызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи может вызвать со стороны других членов сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.
Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.
Рассматривая барьеры как определенное сопротивление, А. Пинкус и А. Минахан систематизировали основные барьеры в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента — это:
Рекомендуем к прочтению:
Социальная гармония. Социальная статика и динамика
Идеи Ш. Фурье о гармонии общества и всемирном единстве нашли развитие в работах О. Конта. Он трактует эту проблему гораздо шире и глубже, чем Фурье. В сфере политики он желает усиления правительственной власти, которая заботится о согласи ...
Анкета
АНКЕТА
Парфюмерные предпочтения молодежи
Уважаемый участник исследования!
Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления парфюмерных предпочтений студентов дневного отделения РГТЭУ.
Данное исследование проводится студентом РГТ ...
Анализ пенсионного обеспечения лиц впервые обратившихся за назначением
трудовых пенсий. Практика обращения граждан за назначением
трудовых пенсий в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга
Каждый гражданин впервые за назначением пенсии обращается территориальный орган Пенсионного фонда РФ (в нашем случае в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга). При этом он должен знать, какие документы необходимо подготовить для установ ...
|