Специфика социологических методов сетевых сообществ
Страница 1
Материалы и статьи » Социология современных сообществ » Специфика социологических методов сетевых сообществ

О возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ говорил еще один из основателей кибернетики Винер. Новое социальное пространство уже давно осваивается путем художественной рефлексии – особо в этом преуспели писатели – фантасты и кинематографисты. Первичный опыт отношения (архетип, модус структурирования восприятия) к киберсообществам коренится в культурных событиях 60-70 г.г. двадцатого столетия – прежде всего в становлении социального альтернативизма «новых левых».

Первые реальные Internet-сообщества возникли в 1979 г., в связи с появлением открытых электронных досок объявлений (bulletin board system, сокращено BBS). С возникновением в 80-х годах групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов это явление получило дальнейшее развитие.

Возникающие массовые общности в Сети, которые сначала были продолжением традиционных социальных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерческих, научных структур), затем стали возникать нетрадиционные сообщества, которые стали именоваться «киберсоциумами», «виртуальными», или «онлайн-сообществами», применяется также понятие «киберобщина». Естественно, что они стали предметом внимания со стороны социологов.

Однако, существующие в настоящее время методики для исследования Интернет аудитории (такие как КОМКОН-2, Intersurvey и т.д.) напралены преимущественно на выявление мнения по тому или иному вопросу, а не на изучение самих киберсообществ.

Проблема применения традиционных социологических методов для изучения сетевых сообществ заключается в том, что в данном случае они приобретают свою специфику. Можно выделить четыре основных метода, применимых для исследования киберсообществ:

· Implicit poll («латентный опрос»)

· Социолингвистическое наблюдение

· Скрытое включенное наблюдение

· Анализ дневников в Интернете

Остановимся на первых двух из них поподробнее. Implicit poll («латентный опрос») – новая техника on-line опросов, разработанная нами для изучения сетевых сообществ и была апробирована путем пилотажного исследования (на примере сайта знакомств).

Суть данной методики заключается в том, что респондент не знает о своем участии в опросе. Данный опрос проводится следующим образом: исследователь регистрируется на сайте знакомств, а затем рассылает попавшим в выборку членам данного сообщества так называемый «тест на совместимость», который им и предлагается пройти, и отправить обратно для получения результатов. Соответственно тоже самое делают и их «вторые половинки» по их просьбе. Для этого присваивается определенный код. За генеральную совокупность принимаются все посетители сайта, их число указывается на самом сайте. В отличие от других видов on – line опросов в данном исследовании можно использовать квотную выборку (по полу, по возрасту, и частоте посещения сайта). Анкета состояла из трех вопросов, касающихся личностных качеств посетителей сайта. Из 100 отосланных анкет, процент возврата составил 60%.

Так как цель исследования заключалась в проверке инструментария, то можно сделать вывод, что данная методика может применяться на практике. В рамках данной методики возможны различные модификации (различные вопросы), отличительной чертой данной методики является заинтересованность респондентов в опросе.

Второй метод, который можно использовать для изучения киберсообществ - социолингвистическое наблюдение. Общение в Интернет представляет собой новый вид социальной коммуникации. Специфика такого общения состоит в том, что письменная речь совпадает с устной, т.е. слово предстает здесь как единство звука и формы. Суть данного метода состоит в анализе речи респондента и выявлении различных характеристик. Исследователь фиксирует наблюдаемый речевой материал. В обычном социолингвистическом наблюдении фиксация может осуществляться двумя основными способами: вручную и инструментально. В режиме on-line необходимо фиксировать информацию только вручную, также возможно только включенное наблюдение, ввиду незаинтересованности в различных исследованиях.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Принцип эстетической привлекательности поведения
Дени Дидро этот принцип сформулировал так: "Недостаточно делать добро, надо делать его красиво". Эти слова в полной мере можно отнести к социальному работнику. Этикет нашего времени требует, чтобы форма, то есть поведение и внеш ...

Типология общественных организаций
При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими о ...

Общество как развивающаяся система
Очевидно, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется, поэтому ...