Заключение
Страница 1

В течение последних пятидесяти лет уходящего столетия процесс старения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью, что многие государства вынуждены учитывать эти тенденции при формировании социальной политики. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже представить. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания.

В современной реальности нашей жизни социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами приобретает все большую актуальность. Население нашей планеты стареет. В 2030 году людей в возрасте 60 лет будет в три раза больше, чем их было в 1990. Население Российской Федерации переживает устойчивый период демографического старения, это выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуре населения страны.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста , инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидаи возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства в период становления социально- ориентированной рыночной экономики.

Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

Проблема старения представляет собой новый социальный феномен последних десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков. Если в 1990 г. в странах Запада было 18% людей пенсионного возраста, то к 2030 г. эта цифра повысится до 30%. В 1939 г. в России пожилых людей насчитывалось 4%, в 2000 г. — 12%.

Согласно классификации ООН государство считается молодым, если доля пожилых людей (старше 65 лет) составляет 4%, а старым — если эта доля составляет 7%.

Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население, вынужденное содержать все более возрастающее число нетрудоспособных граждан. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающих.

В развитых странах на одного жителя старше 65 лет приходится 4—5 работающих.

Поэтому не случайно в 1991 г. ООН приняла Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, в 1992 г. — практическую стратегию на десятилетие, озаглавленную "Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года", а 1999 г. ООН объявила Международным годом пожилых людей.

Старение населения, то есть увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения, наблюдается во всех без исключения развитых странах.

Согласно прогнозам демографов к периоду 2000–2030 гг. в большинстве экономически развитых стран мира доля лиц в возрасте 60 лет и старше составит 20-30% всего населения, как это наблюдается сейчас в Швеции, Швейцарии, Дании, Великобритании, Болгарии и других странах. Не составит исключения в этом отношении и Россия. Рядом российских демографов рассматриваются три основных сценария прогноза с условным названием "быстрое старение", "вероятное старение" и "медленное старение". В случае реализации сценария "быстрого старения", к 2055 г. средний возраст населения России увеличится до 57 лет, численность пенсионеров возрастет до 75 млн. и составит около 55% во всем населении. Исходя из демографической ситуации, темпы старения населения в России будут возрастать.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Молодежная лесбийская субкультура
В конце 1989 г. в Москве была создана первая "Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)". Программ АСМ подчеркивала, что это «прежде всего правозащитная организация, ее основная цель - полное равнопра ...

Социальная реабилитация социальных сирот: социокультурный и педагогический аспекты
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными война ...

Что позволяют получить интуитивные методы прогнозирования
Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуа ...