Организация исследований последствий эмиграции для территории-донора. Обоснование создания Центра мониторинга последствий эмиграции
Страница 1
Материалы и статьи » Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае » Организация исследований последствий эмиграции для территории-донора. Обоснование создания Центра мониторинга последствий эмиграции

За годы, прошедшие с момента образования, миграционное ведомство доказало свою значимость и необходимость в структуре государственных органов РФ. Оно подверглось нескольким реорганизациям, которые затевались только с одной целью – создать более эффективные условия для деятельности этой службы. Обязательным условием функционирования является наличие в её структуре информационно-аналитического звена. Как правило, основной задачей таких аналитических отделов является ведение статистики и классификации перемещающегося населения. К сожалению, анализ развития миграционной ситуации выполняется крайне редко. Чаще всего этим занимаются учёные, являющиеся сотрудниками территориальных вузов, если только миграция включена в поле их исследовательских интересов.

Явление миграции многогранно. С одной стороны, миграция в целом и эмиграция, в частности, есть следствие развития и состояния территории, с другой – это фактор воздействия на все протекающие в социуме процессы. Последствия любого исхода всегда глубинны. Но сложность эмиграционных процессов заключена в том, что их последствия нельзя оценивать только как негативные или, наоборот, как позитивные. Конечно же, следует опасаться и ожидать, что рано или поздно, они обязательно сказываются на национальной безопасности и целостности страны, но в то же время эмиграция может стать средством решения некоторых внутренних проблем, подчас весьма сложных. Неоднозначность последствий эмиграции требует особого внимания к самому явлению и обосновывает необходимость организации перманентных исследований.

Наиболее ярким примером неоднозначности эмиграции является выезд квалифицированных специалистов. На первый взгляд, выезд специалистов такого уровня следует оценивать негативно. Так в случае эмиграции специалистов с высоким уровнем образования, особенно из числа молодых, ощутима потеря средств, затраченных на их подготовку. Эмигранты, обучившиеся за счет налогоплательщиков своей страны, уезжая, приумножают капитал другой страны. Ещё более неблагоприятна для страны так называемая «утечка мозгов». Это самый трудно восстановимый для страны способ растраты своего «человеческого капитала».

Интеллектуальная собственность имеет огромное значение для страны, так как это залог стабильного развития. Несомненно, государство заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала. Но можно ли категорично утверждать, что оно, контролируя сферу интеллектуального труда, должно закрыть свои границы и не допустить выезда из страны высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др.?

На первый взгляд, в случае эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно–технического персонала, ученых и специалистов страна–донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна–донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем.

В результате оттока квалифицированных кадров происходит разрушение школ и коллективов, создававшихся десятилетиями. Кроме того, неизбежно резкое торможение научных разработок и их внедрения. А также снижается эффективность инвестиций в фундамент и прикладную науку. Таким образом, происходит дезорганизация рынка труда научных кадров, а государство лишается в научно технической сфере устойчивости и перспективы.

Это, конечно, влечет за собой социальные последствия, такие как:

- быстрое падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании, прежде всего молодежи;

- разрушение заинтересованности во вложениях в нашу науку у зарубежных инвесторов;

- рост безработицы и развитие многих других негативных процессов.

С одной стороны, такое явление как «утечка умов» оценивается как угроза экономике страны, поскольку ослабляет интеллектуальный ее потенциал, поощряет депопуляцию, увеличивает нехватку квалифицированной рабочей силы и переизбыток неквалифицированной. С другой стороны, эксперты видят не только экономическую составляющую, но и политическую. "Утечка умов" является серьезной преградой укреплению демократии, поскольку в процессе эмиграции теряются не только потенциальные плательщики налогов, но и граждане, решающие политическое будущее своей страны, более того, это, скорее всего, как раз та самая активная часть населения, которой страна лишена во время тех или иных выборов. Чаще всего «утечка умов» объясняется желанием квалифицированных специалистов улучшить свою экономическую ситуацию и лучше применить свои способности и умения. Хотя не все так однозначно, и мотивация эмиграции не упирается только в экономические аспекты.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Развод
Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) - это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицате ...

Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...

Понятие «Маргинальность»
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной с ...