Социализация молодежи в современном российском обществе. Каналы социализации современной российской молодежи
Страница 1
Материалы и статьи » Социализация молодежи в современном Российском обществе » Социализация молодежи в современном российском обществе. Каналы социализации современной российской молодежи

Прежде всего, на мой взгляд, целесообразней будет рассмотреть в данной главе теоретические аспекты факторов оказывающих влияние на процесс социализации, чтобы затем, рассматривая каналы социализации современной российской молодежи иметь четкое представление о механизме воздействия.

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.[14]

Теперь разобравшись с теоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещению проблемы факторов оказывающих влияние на социализацию молодежи в современном обществе.

На основе вышеназванной типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учеб­ной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.[15]

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, домини­рующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Боль­шой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социали­зации, но и анализ его противоречий.[16]

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Жилищные условия молодых семей
Данные исследования, которые провел Гуревич М.А., дают представление об обеспеченности молодых семей жильем, его качестве, условиях проживания. Первая группа респондентов – 21% - семьи, не имеющие никакого своего жилья (снимают комнату, ...

Социологические концепции личности
Социологические концепции личности объединяют целый ряд весьма различных теорий. Все они признают личность специфическим образованием, сформированным под воздействием тех или иных социальных факторов. Такая постановка проблемы ведет к ана ...

С чего начать?
Приступая к планированию и осуществлению кампании по сбору средств, необходимо, прежде всего, четко и ясно понимать, что собой представляет ваша организация, в чем состоит ее миссия – ведь это первое, что будет интересовать людей, которых ...