Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум».
Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В то же время оно не может оставить неизменными те средства социальной защиты и поддержки, которые сложились за годы советской власти. Как можно заметить, сегодня в России формируется свой, специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.
Следует отметить, что из-за многих социальных стереотипов добровольческая деятельность в России плохо приживается. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в том время, как во многих странах Европы, Азии и Америки добровольчество является обычным явлением.
По данным ассоциации Gallup International, сегодня в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. У нас же, по данным того же Gallup, волонтерами можно назвать от 5 до 10% населения. Эксперты считают эти данные завышенными, поскольку к добровольцам причислены и доноры, и члены общества Красного Креста, и религиозные прежде всего православные благотворительные организации. К тому же, те, кто называет себя добровольцем, как правило, участвовали в каких-то разовых акциях. Добровольчество – особый образ жизни. В Западной Европе добровольцы составляют две трети взрослого населения, а у нас даже точную цифру никто не берется назвать. Наше добровольчество неорганизованно, разрозненно, не признается всерьез чиновниками и не пользуется доверием социальных работников. Между тем, по словам экспертов, Россия сейчас, как никогда, нуждается в создании массового добровольческого движения. При нынешнем финансировании социальной сферы помочь обездоленным способны только энтузиасты (20, с. 113).
Понятие, содержание и формы добровольческого труда в современной России приобрело конкретные черты только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.
Деятельность добровольческих организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
(7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». (2).
Как уже отмечалось, появление добровольчества в России имеет свои особенности и трудности
. Назовем основные из них.
Правовые
. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания добровольчества и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные
. Недостаточное количество государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани общества, а главное – отсутствие потребности у власти в таких программах.
Рекомендуем к прочтению:
Отечественная история становления этических традиций социальной работы
Первое упоминание в области этических основ социальной работы одновременно является и первым упоминанием о социальной работе как таковой и относится к 1750 г. до н.э. Это свидетельствует о том, что уже древние не представляли сущности соц ...
Функции социологии как науки
Теоретическое и прикладное, или практическое, значение социологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. В отечественной и зарубежной литературе называется количество функций: от трех до десяти. Не вдаваясь в полеми ...
Резюме
1. Этика социальной работы является относительно самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, определяя специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере соци ...
|