Деонтология как составляющая профессиональной этики в социальной работе. Деонтология социальной работы
Страница 1
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Деонтология как составляющая профессиональной этики в социальной работе. Деонтология социальной работы

Этика социальной работы базируется на ее деонтологической парадигме как комплексе норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы.

Деонтология социальной работы характеризует тот факт, что этика социальной работы из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, в которой фиксируется ее должное в определенных максимах и правилах (профессиональный долг, его содержание, объективный и субъективный долг, моральный долг, деонтологические принципы, конкретные профессиональные отношения и другое).

Должное в этике социальной работы и социального работника проявляется в системе конкретных профессиональных отношений (как ответственность и долг социального работника перед обществом и государством, перед профессией, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой), в этикете социального работника, в типичных ситуациях его профессиональной деятельности, в личностно-нравственных качествах социального работника.

Деонтология (от греч. deon, род. п. deontos – "должное" и logos – "наука") – раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Понятие введено английским философом Н. Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом [11, 376].

"Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждений социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы" [9, 136].

Понятие деонтология социальной работы акцентирует тот факт, что этика социальной работы, как и этика в целом, из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах.

Должное отражается в профессиональном долге специалиста. Профессиональный долг – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и сам социальный работник предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему профессией.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно и профессиональный долг социального работника приобретает статус объективного долга. Когда социальный работник признает объективный характер своих профессиональных обязанностей (объективный долг) и добровольно возлагает их на себя, то в последнем случае мы имеем дело с понятием субъективного долга.

Происходит это тогда, когда объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним (субъективным) нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. В этом случае говорят о моральном долге как глубоко осознанной необходимости определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек – среда".

Для профессионального социального работника моральный долг является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире и относиться к ним ответственнее, чем того требует профессиональный долг.

Деонтология социальной работы базируется на определенных принципах:

– личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

– компетентности специалиста;

– рационального подхода к решению поставленных задач;

– соответствия полномочий и ответственности;

– правовой регламентации деятельности;

– подотчетности;

– инициативы и творческого подхода;

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Ответственность и долг социального работника перед профессией
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропага ...

Семья – ячейка общества
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциям ...

Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств. Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так ...