Консультирование

Консультирование является наиболее деликатной формой общения с клиентом. Социальному работнику, проводящему консультацию, следует в первую очередь помнить, что клиент пришел за советом, а не за тем, чтобы выслушать нотации, поучения или получить оценку своих качеств. Поэтому тон беседы ни в коем случае не должен быть назидательным и нравоучительным, а тем более обличительным – он должен быть дружеским, даже если клиента есть за что осуждать.

Прежде чем давать рекомендации, следует задать дополнительные вопросы клиенту для получения всей необходимой информации. Необходимо выяснить также, чего именно ждет от консультации клиент. После того как социальный работник собрал достаточно информации и принял решение, он может рекомендовать своему клиенту различные варианты решения проблемы. Разбирая каждый из вариантов, следует рассматривать все его возможные аспекты: правовые, психологические, бытовые, медицинские и т.п., не забывая о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае выбора каждого варианта.

При этом не следует настаивать на выборе одного из них – это право принадлежит клиенту. Если клиент настойчиво требует конкретных рекомендаций относительно своих последующих действий, следует избегать их, поскольку, несмотря на заинтересованность клиента в благополучном разрешении проблемы, он мог некоторые подробности дела забыть или попросту не придать им значения и поэтому не сообщить консультанту, а без них конкретика просто невозможна. Кроме того, обладая вполне определенными личностными качествами, клиент скорее всего поступил в соответствии именно с ними, хотя в случае неблагоприятного исхода винить будет главным образом социального работника.

Если клиенту необходимо несколько консультаций, следует сразу оговорить, когда и по какому поводу будет проведена следующая, причем здесь социальный работник может проявить настойчивость – это поможет клиенту мобилизоваться и выполнить запланированные действия своевременно. Если же сроки следующей консультации точно установить невозможно, необходимо договориться о способах взаимного информирования.

Консультационная работа прекращается, когда проблема решена или когда этого требует клиент. Если клиент неожиданно перестал посещать консультации, социальному работнику следует связаться с ним и выяснить, почему это произошло.


Рекомендуем к прочтению: