Постоянное общение

Такого рода общение с клиентом имеет место во время его пребывания в стационарном учреждении, во время надомного обслуживания и т.п., – то есть в тех случаях, когда встречи происходят постоянно и регулярно. Как правило, нахождение клиента в стационарном учреждении социального обслуживания или надомное обслуживание является пожизненным или, по крайней мере, длится несколько лет, и это накладывает на социального работника определенные обязательства.

Повседневные встречи предполагают более или менее близкое знакомство социального работника с клиентом, поэтому и приветствие, и беседа могут носить менее официальный характер. Несмотря на то, что знакомство может быть достаточно длительным, общение с клиентом не должно стать фамильярным. Вульгаризмы в общении с клиентом недопустимы.

Приветствуя клиента как старого знакомого, следует обратить внимание на его внешний вид, отметить в разговоре положительные изменения – этим социальный работник продемонстрирует свое внимание к клиенту и в то же время сделает ему комплимент. Рекомендуется узнать, произошли ли какие-то изменения в жизни клиента – в состоянии его здоровья, в отношениях с семьей и на работе, то есть в том, что волнует клиента и что, собственно, является предметом совместной деятельности.

Даже если социальный работник полностью осведомлен об обстоятельствах клиента, следует дать ему высказаться. И не только потому, что необходимо знать точку зрения клиента, его оценочные суждения; это нужно в первую очередь для того, чтобы клиент, даже находящийся в стационаре и нуждающийся в постоянном уходе, то есть физически ослабленный и беспомощный, не переставал чувствовать себя активным участником событий, чьи действия и мнения важны, ценны и целесообразны.

Находясь в стационаре, клиент в большей или меньшей степени испытывает коммуникативный голод, возможно, даже чувство одиночества. Социальный работник призван восполнить недостающие социальные связи, быть при необходимости источником информации и терпеливым собеседником, с которым клиент хотел бы обсудить интересующие его вопросы, даже если они не относятся к делу прямо и носят характер беседы по душам или даже имеют отвлеченный характер.

Одинокому клиенту социальный работник чаще всего заменяет семью – никогда не существовавшую, утраченную в результате полного разрыва отношений с близкими или их смерти. В этом случае, осознавая важность своей миссии, социальный работник должен максимально способствовать восполнению дефицита родственных связей клиента; в его отношениях с клиентом должны присутствовать не только и не сколько профессиональный интерес, сколько душевное тепло и чисто человеческие чувства.

Вместе с тем следует помнить, что, как бы искренне ни стремился социальный работник сыграть роль члена семьи своего клиента, роль супруга (супруги) является этически невозможной и неприемлемой.


Рекомендуем к прочтению:

Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения
Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к « ...

Позиция государства
Неплохо было бы узнать, а как государство относится к такому явлению, как ранний брак. Считает оно это естественным или делает всё возможное, что бы предотвратить их заключение. Привожу вашему вниманию выписки их Семейного кодекса РФ: Ст ...

Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста. Основные социально-демографические характеристики граждан старшего поколения
Старость – самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности – они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов об ...