Постоянное общение

Такого рода общение с клиентом имеет место во время его пребывания в стационарном учреждении, во время надомного обслуживания и т.п., – то есть в тех случаях, когда встречи происходят постоянно и регулярно. Как правило, нахождение клиента в стационарном учреждении социального обслуживания или надомное обслуживание является пожизненным или, по крайней мере, длится несколько лет, и это накладывает на социального работника определенные обязательства.

Повседневные встречи предполагают более или менее близкое знакомство социального работника с клиентом, поэтому и приветствие, и беседа могут носить менее официальный характер. Несмотря на то, что знакомство может быть достаточно длительным, общение с клиентом не должно стать фамильярным. Вульгаризмы в общении с клиентом недопустимы.

Приветствуя клиента как старого знакомого, следует обратить внимание на его внешний вид, отметить в разговоре положительные изменения – этим социальный работник продемонстрирует свое внимание к клиенту и в то же время сделает ему комплимент. Рекомендуется узнать, произошли ли какие-то изменения в жизни клиента – в состоянии его здоровья, в отношениях с семьей и на работе, то есть в том, что волнует клиента и что, собственно, является предметом совместной деятельности.

Даже если социальный работник полностью осведомлен об обстоятельствах клиента, следует дать ему высказаться. И не только потому, что необходимо знать точку зрения клиента, его оценочные суждения; это нужно в первую очередь для того, чтобы клиент, даже находящийся в стационаре и нуждающийся в постоянном уходе, то есть физически ослабленный и беспомощный, не переставал чувствовать себя активным участником событий, чьи действия и мнения важны, ценны и целесообразны.

Находясь в стационаре, клиент в большей или меньшей степени испытывает коммуникативный голод, возможно, даже чувство одиночества. Социальный работник призван восполнить недостающие социальные связи, быть при необходимости источником информации и терпеливым собеседником, с которым клиент хотел бы обсудить интересующие его вопросы, даже если они не относятся к делу прямо и носят характер беседы по душам или даже имеют отвлеченный характер.

Одинокому клиенту социальный работник чаще всего заменяет семью – никогда не существовавшую, утраченную в результате полного разрыва отношений с близкими или их смерти. В этом случае, осознавая важность своей миссии, социальный работник должен максимально способствовать восполнению дефицита родственных связей клиента; в его отношениях с клиентом должны присутствовать не только и не сколько профессиональный интерес, сколько душевное тепло и чисто человеческие чувства.

Вместе с тем следует помнить, что, как бы искренне ни стремился социальный работник сыграть роль члена семьи своего клиента, роль супруга (супруги) является этически невозможной и неприемлемой.


Рекомендуем к прочтению:

Отношение семьи, общины и религии к ВИЧ-инфицированным
Дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных может происходить на разных уровнях. Существует дискриминация в семье и общине, и некоторые авторы называют такую форму «установленной стигмой». Данное словосочетание означает намеренное действ ...

Программа переписи населения
Переписи проводятся практически во всех странах мира, во многих из них регулярно, не реже чем каждые десять лет. Переписи населения дают уникальную информацию о численности и составе населения по полу, возрасту, национальности, образовани ...

Общественно-экономические формации, или исторические типы общества
Понятие общественно – экономической формации Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии общественно-экономической формации. Это понятие отражает типичные и вместе с тем сущностные призн ...