Девиантное поведение –
это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.
Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.
Норма рассматривается различными науками.
В социологии ей уделяется значительное место.
Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.
Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:
- официально установленные нормы
- фактически сложившиеся нормы.
Официально установленные
- это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.
Нормотворчество воплощается здесь в:
- своде юридических законов,
- административных актах,
- должностных инструкциях,
- правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,
- уставах общественных организаций и т. п.
Фактически сложившиеся нормы
- это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.
К разряду подобных норм относятся:
- обычаи,
- традиции,
- нормы морали,
- нормы этикета.
Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия
.
Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.
К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.
Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.
Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.
В этом случае можно выделить:
- нормы - идеалы;
- нормы - образцы поведения;
- профессиональные нормы;
- статистические нормы.
Известно, что идеал
недостижим.
Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.
Образец
в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.
Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.
Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.
Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.
Профессиональные нормы
регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.
Статистические нормы
выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.
Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.
Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.
Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.
Существует диалектика норм
общества, их взаимный переход
и противоречие
.
Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.
Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.
Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.
Так произошло в нашей стране на рубеже 80- 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.
Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.
Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.
В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.
Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.
Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.
Рекомендуем к прочтению:
Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...
Семья и социальный класс
Неравенство в паре может инициироваться несколькими факторами и включать в себя:
1) материальное неравенство;
2) возрастное неравенство (когда женщина на 10-12 лет старше партнера);
3) карьерное неравенство;
4) неравенство социального ...
Понятие «Маргинальность»
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной с ...
|