И связано оно с определенной долей риска.
Перед индивидом стоит альтернатива
:
- конформизм или
- девиация.
Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.
Например, личность с гомосексуальными наклонностями может и не дать волю этим наклонностям, поскольку нравственная цена гедонистических приобретений будет слишком высока, ибо однополые сексуальные связи в общественном мнении не только считаются «дурными», но также означают отрицание мужского достоинства.
Решение индивида - какую форму поведения избрать - зависит от референтной группы
- того сообщества, которое в глазах личности является образцом.
Однако, индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.
Во-первых,
он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.
Во-вторых,
индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.
Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику по производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бы они имели, действуя в одиночку.
В-третьих,
личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.
Это - наиболее трудный жизненный выбор для индивида.
Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения А. Коэн исследует социальные факторы роста отклонений.
Важнейшим среди факторов является индустриализация
.
Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.п.
Все возникающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества.
Следовательно, на творческие и вообще на «теплые места» рекрутируются индивиды из других групп.
Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни.
У людей возникают большие претензии.
Они поощряются господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры.
Честолюбие - стимул к учебе и погоне за успехом.
Однако в действительности возникает противоречие между надеждами, притязаниями и реальными возможностями.
Эти противоречия порождают разочарования.
Разочарования в свою очередь к ослаблению действия норм и социальных институтов.
В конечном итоге это приводит к отрицанию авторитета норм.
Девиантное поведение можно объяснить состоянием социальной неустроенности
индивида.
Социальная неустроенность
- это такая позиция, занимаемая человеком, которая не соответствует ни его способностям, ни достигнутому уровню развития общества.
Например, философ по образованию работает вахтером или истопником, высококвалифицированный слесарь - сторожем на автостоянке.
В этом случае индивид испытывает психологическое напряжение вследствие невостребованного профессионального потенциала.
У него может возникнуть мысль о восстановлении справедливости с помощью каких-либо обходных путей.
Другой пример. Индивид не может себе позволить приобрести даже черно-белый телевизор, в то время как окружающие его люди имеют цветные телевизоры последних марок.
Здесь речь идет о социально-экономической позиции человека, заметно уступающей потребительскому стандарту общества.
Социальная неустроенность может не переживаться человеком остро.
Например, многие сельские пенсионеры свыклись с ситуацией, когда их быт обеспечивается лишь самыми элементарными благами.
Однако чаще люди так или иначе реагируют на имеющийся контраст в социальных позициях.
Формы реагирования разнообразны, в том числе в виде хулиганства как импульсивного протеста.
Рекомендуем к прочтению:
Институционализм
Институционализм в социологии образования имеет те же истоки, что и структурный функционализм Он развился в конце XIX и начале XX века и тяготел к органицизму, эволюционизму и социальной антрапологии, нося в большей степени теоретический, ...
История демографической политики в России
Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он ...
Перепись населения в России в первой половине 20 в.
С установлением Советской власти начался новый этап развития статистики в нашей стране. Сразу после революции 1917 года В.И. Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет». А летом 1918 года началась практическая работа ...
|