В догматическом марксизме сталинского периода утверждалось, что институциональная структура общества является частью классовой надстройки. По мнению Р.В. Рывкиной формула «два класса – одна прослойка» была удобна для анализа экономических подсистем общества. В советском обществе был провозглашен курс на социальную однородность, стирание грани между умственным и физическим трудом. Однако в советском обществе социальный статус определялся не только формально фиксируемым доходом, сколько неодинаковым доступом к различным благам. Сравнение доходов как универсальная процедура сопоставления социальных статусов была лишена смысла.
Переход к формальной демократии, рыночные реформы и всеобъемлющий кризис привел к быстрой дезинтеграции структур советского общества. Началось формирование новой модели социальной стратификации. По мнению профессора Бинефельдского университета Н. Лумана в России на смену обществу с жесткой стратификацией и иерархией приходит общество «предельной изменчивости», социально дифференцированное, самоуправляющееся, общество равных возможностей.
Многие российские социологи обращают свое внимание к теме социальной структуры современного российского общества. Наиболее интересной мне показалась работа Наталии Евгеньевны Тихоновой (кандидата философских наук) «Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ». Н.Е. Тихонова предприняла попытку рассмотреть социальную структуру России через призму субъективного подхода – ощущения своего социального положения самими россиянами. Для сравнения она приводит социальную структуру западных стран глазами их населения (рис.1):
По принятой ею шкале нижние статусные позиции 9-10 соответствуют низшему классу, 7-8 – нижнему среднему (по термину Заславской – «базовый слой»), 4-6 – собственно средний класс, 1-3 – верхний средний класс.
Социальная структура России 1992г. несмотря на начало рыночных реформ в целом воспроизводила общий для западных стран тип социальной структуры (рис. 2).
После финансового кризиса 1998г. произошло массовое обнищание населения, что привело к дезинтеграции общества, усилению маргинализации и изменению самого типа модели социальной структуры России (рис. 3).
Российское общество оказалось обществом смещенных вниз статусных позиций. Малочисленная элита, небольшой средний класс, сосредоточенность основной массы населения в нижнем (базовом) слое. В этом заключается одно из основных отличий социальной структуры России от западных стран.
Автор разделил базовый слой на 2 группы. Одна из них названа «среднеобеспеченные» и составляла по некоторым данным около 1/3 базового слоя. Вторая группа – малообеспеченные. В России есть три массовые группы бедных: малообеспеченные, бедные и нищие, определяет которые уровень и образ жизни, характеризует – разная степень бедности.
Из каких же слоев состоит нынешнее российское общество? О.И. Коновалюк предлагает такую схему:
1. рабочий класс;
2. класс кооператоров;
3. класс единоличных крестьянских хозяев
4. класс мелкой буржуазии;
5. класс буржуазии.
Рабочий класс ОГ.И. Коновалюк делит еще на 4 группы:
1. рабочие крупных государственных отраслей (промышленное строительство, торговля, сельское хозяйство);
2. смешанных и частных предприятий;
3. кооперативов (где рабочие не являются их членами);
4. батраков фермерских хозяйств.
Класс кооператоров базируется на кооперативных средствах производства. Класс мелкой буржуазии объединяет и фермеров и предпринимателей. Класс буржуазии, по мнению автора, «…создается из бывших дельцов теневой экономики и бывших партократов».
Рекомендуем к прочтению:
Психиатрическая изоляция как практика социального отлучения
Психические больные традиционно рассматриваются как стигматизированная и подверженная социальному отлучению группа. Однако на практике можно наблюдать ряд эффектов, которые не связаны с процессами стигматизации и неприятия со стороны общес ...
Негосударственные пенсионные фонды в системе коллективного инвестирования
С 1 января 2002 г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, которая предоставила возможность гражданам впервые непосредственно участвовать в формировании собственной пенсии. Суть проводимой в стране пенсионной реформы заключа ...
Управление системой
образования.
Обоснуйте необходимость взаимодействия органов государственной власти и
органов местного самоуправления в сфере образования
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления необходимы, т.к. органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их проблемы в той же сфере образования. ...
|