Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе. К таким мерам относятся мероприятия в стационарных и нестационарных учреждениях для лиц пожилого возраста. [79, с. 35]
Кроме того, психика пожилого человека подвергается возрастным инволюционным изменениям, среди которых также достаточно много негативных. К старости акцентуированные черты личности порой приобретают характер гротеска, снижается способность к эмпатии, происходит сдвиг эмоциональной среды в область отрицательных эмоций, растут раздражительность, обидчивость…
В результате перечисленных тенденций психика старого человека, живущего в доме-интернате, глубоко невротизирована, что приводит его к частым столкновениям с окружающими. Такой человек создает вокруг себя конфликтную среду и сам становится ее жертвой. Он попадает в замкнутый круг: невротическое состояние – конфликт – новое невротическое состояние, порожденное конфликтом. [2, с. 18]
Самостоятельно человек из этого круга вырваться не может, ему необходима квалифицированная психологическая помощь.
В то же время эти старые люди несут и различные моральные, социальные и семейные потери, которые, в конечном счете, являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни.
Эффективность социальной работы в учреждениях нестационарного типа определяется многими факторами, и, в частности, качеством жизни пожилых людей, проживающих в домах-интернатах. В то же время, качество жизни пожилых людей, во многом зависит от успешности осуществления социальной работы в этом учреждении и детерминируется ей.
Необходимо отметить, что качество жизни понимается нами как комплексная интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах, выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов. Оценка качества жизни включает в себя параметры социальной активности, жизнедеятельности, состояния здоровья, правовой защищённости.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш взгляд стоит отметить следующие:
1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89. Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.
Рекомендуем к прочтению:
Фандрайзинг
Гранты от зарубежных фондов. Получить грант непросто, поскольку конкуренция очень велика. В последнее время фонды часто практикуют финансирование совместных проектов наших и зарубежных НКО, и в этом случае шансы повышаются у организаций, ...
Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояни ...
Из истории изучения конфликта
Изучение конфликта началось еще в VII-VI вв. до н.э. в Китае. Китайские философы полагали, что развитие всего живого заключается именно в борьбе противоположностей. Конфликты изучали и в Древней Греции. В работах Н. Макиавелли, которые бы ...
|