Диалектико-материалистическое понимание истории. Общество с позиции марксизма
Страница 1
Материалы и статьи » Содержание социологической теории марксизма » Диалектико-материалистическое понимание истории. Общество с позиции марксизма

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, - это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.

Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, - способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен.

Маркс объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества.

К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:

1) общество трактовалось им как материальное образование, обособившееся от природы и соотносимое с ней, как человеческое общество, человечество;

2) как конкретное индивидуальное общество, «социальный организм» в единстве его общих, особенных и единичных признаков.

Марксизм - идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее.

Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.

К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации.

Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются, прежде всего, общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
Говоря о объекте и субъекте социальной работы следует иметь в виду тот факт, что данная деятельность носит субъектно-объектный характер, так как главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек [18, 76]. Не вс ...

Развод - повод для праздника
Церемонии в честь разводов, в ходе которых бывшие супруги весело отмечают свой разрыв, становятся все более популярными в США. В продаже уже появились книги с советами, как лучше развестись. Одна из них называется "Оздоровляющий разв ...

Бритоголовые, или Скинхеды
В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992 в Москве их было всего около десятка, но уже через два года они вдруг сразу - в несколько недель становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Видимо, здесь сказались ...