Типы семей
Страница 1

Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.

Исходным положением при изучении сту­денческих семей являлось предположе­ние, что эти семьи представляют опти­мальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны се­мейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный по­тенциал общества и для этого ему со­здаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пере­сечения: во-первых, образование само яв­ляется жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению эти­ческих знаний, что сказывается на внутри­семейных отношениях, в-третьих, образо­вание влияет на формирование нравствен­ных качеств и жизненных целей. Забе­гая вперед, скажем, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем ус­пешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятель­ными в будущем.

Опреде­лимся в понятиях. Понятия «успешность» и «стабильность» брака некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. На наш взгляд, это разные понятия. Стабильность оз­начает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей суще­ствования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оцен­ка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие вы­полняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных фун­кций, но и удовлетворенность супругов браком.

Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в своих предыдущих исследованиях мы определяли типы семей, исходя из принципов организации семейной жизни. На примере обследованных нами более 900 семей минчан, в которых воспитывались старшеклассники (1983— 1984 гг.), была проведена такая типология. Оказалось, что почти все семьи можно было отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократи­ческий, авторитарный, анархический. Что они собой пред­ставляют? К демократическим были отнесены семьи, по­строенные на началах коллективизма, равноправия, ува­жительных отношений между членами семьи, отлича­ющиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в веде­нии домашних дел (их оказалось около 40 %). Автори­тарные семьи это те, в которых имеется один ли­дер - глава семьи, принимающий решения и руково­дящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи свя­зывает в основном только привычка (33 .%). Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каж­дый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выра­жается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь» (27 %). Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Понятие общества. Характеристики общества как системы
Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неуд ...

Гипотеза как форма развития. Классификация
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догад ...

Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...