Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического опроса
Материалы и статьи » Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - основные стереотипы » Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического опроса

В качестве примера изучения межкультурного восприятия страны хотелось бы привести результаты проведенного в 1999 году исследования, целью которого было выяснение того, каким образом жители разных стран воспринимают Великобританию, какие установки существуют по отношению к различным аспектам жизни британского общества. Исследование проводилось по заказу Британского Совета и охватывало 13 стран (Бразилия, Китай, Египет, Франция, Германия, Индия, Малайзия, Мексика, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка и Турция). Координатором world-wide исследования выступала компания MORI (Великобритания), которая предоставила обобщенные данные по результатам опросов в каждой из стран-участников проекта. Исследования в каждой стране проводились компаниями данных стран, в России оно было проведено компанией Gallup SPb.

Всего было опрошено около 200 человек в каждой стране. В России: исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, опрошено около 400 человек. Участниками исследования были "succesor generation", т.е. люди, которые принимают в настоящее время ответственные решения, являются лидерами, либо в будущем будут принимать решения в различных сферах деятельности, формировать общественное мнение. Возраст опрошенных -24—45, они имеют высшее образование либо продолжают обучение (студенты, аспиранты), работают в промышленности, бизнесе, культурных и общественных организациях, правительстве.

Сравнительные данные опросов в России и в других странах показали, что россияне меньше осведомлены о Великобритании, Франции, Германии, США и Японии, по сравнению с респондентами в других странах. Участники исследования отмечали, что лучше всего российские респонденты осведомлены о США, так как об Америке больше информации, чем о Великобритании: и по телевидению и в прессе. При этом более молодые респонденты (20-25 лет) лучше осведомлены о США, Великобритании и Франции, тогда как представители более старшего поколения (36--45 лет) полагают, что они лучше осведомлены о Германии и Японии.

У респондентов, более осведомленных о Великобритании, сложился общий положительный имидж страны. Русские представляют Великобританию как закрытое, консервативное общество, для которого характерен порядок, стабильность и традиционность. Наиболее сильными чертами имиджа Великобритания являются традиции, история этой страны. Эта черта вызывает и положительное, и отрицательное отношение к Великобритании, являясь одновременно и сильной, и слабой стороной ее имиджа.

Несмотря на то, что русские достаточно низко оценили собственную осведомленность о Великобритании (почти так же, как респонденты в Бразилии, Китае и Мексике), общее впечатление о стране очень позитивное (значения выше среднего, по сравнению со всеми опрошенными в других странах). Респонденты в Саудовской Аравии выше всего оценили и собственную осведомленность о Британии, и страну в целом.

Кроме традиций, 6% опрошенных русских, в качестве основных сильных сторон Великобритании отметили стабильность британской экономики и политической системы.

В России, так же, как и в других странах, Англия и Шотландия - это наиболее известные части Соединенного Королевства. При этом чаще всего Британия ассоциируется с королевой и королевской семьей, кельтами, соборами и регби. Знание этих образов, имеющих устойчивые ассоциации с Великобританией, является важным для дипломатии.

Британское общество в целом представляется скорее консервативным, нежели современным. Такое восприятие характерно для опрошенных в разных странах, хотя в России (так же, как в Мексике и Китае) было больше всего респондентов, которые согласились с утверждением, что британское общество - это "очень традиционное общество".

Англичане кажутся чопорными, сдержанными и замкнутыми, достаточно политически корректными, но не очень дружелюбными по отношению к иностранцам, что не способствует легкости общения с ними. Визит к англичанину предполагает соблюдение установленных правил, определенных условностей (предварительную договоренность, вечерний костюм). В качестве примера можно привести некоторые отдельные наиболее часто встречавшиеся высказывания в отношении жителей Соединенного Королевства: "Англичане большие снобы и более скрытные, чем американцы. Русские более радушны, по сравнению и с англичанами, и с американцами". "Удивительно, что слово "чопорный" никогда не используется при описании какой-либо другой нации, кроме английской. Если кто-либо использует слово "чопорный" в отношении кого-либо, он всегда добавляет, "как англичанин".


Рекомендуем к прочтению:

Социальная ответственность бизнеса – что это?
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными ...

Виды образовательного мониторинга
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием. На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга: · государственный; · региональный; · локальный ...

Задачи переписи во второй половине 20 в.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людск ...