Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического опроса
Материалы и статьи » Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - основные стереотипы » Изучение межкультурного восприятия Соединенного Королевства с помощью социологического опроса

В качестве примера изучения межкультурного восприятия страны хотелось бы привести результаты проведенного в 1999 году исследования, целью которого было выяснение того, каким образом жители разных стран воспринимают Великобританию, какие установки существуют по отношению к различным аспектам жизни британского общества. Исследование проводилось по заказу Британского Совета и охватывало 13 стран (Бразилия, Китай, Египет, Франция, Германия, Индия, Малайзия, Мексика, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка и Турция). Координатором world-wide исследования выступала компания MORI (Великобритания), которая предоставила обобщенные данные по результатам опросов в каждой из стран-участников проекта. Исследования в каждой стране проводились компаниями данных стран, в России оно было проведено компанией Gallup SPb.

Всего было опрошено около 200 человек в каждой стране. В России: исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, опрошено около 400 человек. Участниками исследования были "succesor generation", т.е. люди, которые принимают в настоящее время ответственные решения, являются лидерами, либо в будущем будут принимать решения в различных сферах деятельности, формировать общественное мнение. Возраст опрошенных -24—45, они имеют высшее образование либо продолжают обучение (студенты, аспиранты), работают в промышленности, бизнесе, культурных и общественных организациях, правительстве.

Сравнительные данные опросов в России и в других странах показали, что россияне меньше осведомлены о Великобритании, Франции, Германии, США и Японии, по сравнению с респондентами в других странах. Участники исследования отмечали, что лучше всего российские респонденты осведомлены о США, так как об Америке больше информации, чем о Великобритании: и по телевидению и в прессе. При этом более молодые респонденты (20-25 лет) лучше осведомлены о США, Великобритании и Франции, тогда как представители более старшего поколения (36--45 лет) полагают, что они лучше осведомлены о Германии и Японии.

У респондентов, более осведомленных о Великобритании, сложился общий положительный имидж страны. Русские представляют Великобританию как закрытое, консервативное общество, для которого характерен порядок, стабильность и традиционность. Наиболее сильными чертами имиджа Великобритания являются традиции, история этой страны. Эта черта вызывает и положительное, и отрицательное отношение к Великобритании, являясь одновременно и сильной, и слабой стороной ее имиджа.

Несмотря на то, что русские достаточно низко оценили собственную осведомленность о Великобритании (почти так же, как респонденты в Бразилии, Китае и Мексике), общее впечатление о стране очень позитивное (значения выше среднего, по сравнению со всеми опрошенными в других странах). Респонденты в Саудовской Аравии выше всего оценили и собственную осведомленность о Британии, и страну в целом.

Кроме традиций, 6% опрошенных русских, в качестве основных сильных сторон Великобритании отметили стабильность британской экономики и политической системы.

В России, так же, как и в других странах, Англия и Шотландия - это наиболее известные части Соединенного Королевства. При этом чаще всего Британия ассоциируется с королевой и королевской семьей, кельтами, соборами и регби. Знание этих образов, имеющих устойчивые ассоциации с Великобританией, является важным для дипломатии.

Британское общество в целом представляется скорее консервативным, нежели современным. Такое восприятие характерно для опрошенных в разных странах, хотя в России (так же, как в Мексике и Китае) было больше всего респондентов, которые согласились с утверждением, что британское общество - это "очень традиционное общество".

Англичане кажутся чопорными, сдержанными и замкнутыми, достаточно политически корректными, но не очень дружелюбными по отношению к иностранцам, что не способствует легкости общения с ними. Визит к англичанину предполагает соблюдение установленных правил, определенных условностей (предварительную договоренность, вечерний костюм). В качестве примера можно привести некоторые отдельные наиболее часто встречавшиеся высказывания в отношении жителей Соединенного Королевства: "Англичане большие снобы и более скрытные, чем американцы. Русские более радушны, по сравнению и с англичанами, и с американцами". "Удивительно, что слово "чопорный" никогда не используется при описании какой-либо другой нации, кроме английской. Если кто-либо использует слово "чопорный" в отношении кого-либо, он всегда добавляет, "как англичанин".


Рекомендуем к прочтению:

Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...

Отношение семьи, общины и религии к ВИЧ-инфицированным
Дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных может происходить на разных уровнях. Существует дискриминация в семье и общине, и некоторые авторы называют такую форму «установленной стигмой». Данное словосочетание означает намеренное действ ...

Молодежная лесбийская субкультура
В конце 1989 г. в Москве была создана первая "Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)". Программ АСМ подчеркивала, что это «прежде всего правозащитная организация, ее основная цель - полное равнопра ...