Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
Страница 1
Материалы и статьи » Объекты и субъекты в социальной работе » Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентами осуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иным организациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (или агентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемых государством [4, 87].

Будучи социальным институтом, государство входит в политическую систему общества. Наряду с определенной территорией, на которую распространяется юрисдикция государства, его признаками являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, а также право, закрепляющее систему санкционированных им норм. Для управления различными сферами жизни общества государство создает органы, представляющие собой иерархические системы во главе с соответствующими министерствами (например, органы здравоохранения или народного образования).

Помимо министерств, эти системы включают в себя местные органы управления. Объектами управления со стороны государства являются учреждения, действующие в различных сферах жизни общества (например, больницы или учебные заведения). Если они принадлежат государству, то их управление осуществляется непосредственно им, а если общественным организациям или частным лицам, то опосредованно, т. е. через существующее законодательство [10, 39].

Управление социальной сферой осуществляется государством с помощью создаваемых им органов, а также системы законов, в которых находит свое выражение его политика. Осуществлявшаяся первоначально лишь эпизодически, когда общественные или природные катаклизмы требовали принятия экстраординарных мер, направленных на помощь людям, попавшим в беду, социальная политика государства приобрела систематический характер только в XIX в. Именно тогда были заложены основы социального законодательства, а задачу оказания помощи нуждающимся стали возлагать на органы государственного управления, в частности, министерства здравоохранения и внутренних дел. В настоящее время это законодательство представляет собой довольно разветвленную систему, в основе которой лежит Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. [24, 124].

В Преамбуле к Всеобщей декларации прав человека говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Эти права сформулированы в тридцати статьях Декларации, провозглашенной ООН в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все государства. К Всеобщей декларации прав человека примыкает целый ряд международных документов, имеющих более конкретный характер, например, Конвенция ООН о правах ребенка [7, 21].

Статус социального агентства, т. е. принадлежность его к тому или иному сектору, не является для него существенной характеристикой. В одних странах (например, в Англии) он может быть преимущественно государственным, тогда как в других (например, в США) – негосударственным. Что касается России, то социальная работа в ней считается, прежде всего, делом государства, а негосударственные агентства являются скорее исключением, чем правилом.

Социальная работа невозможна без государства, создающего для нее законодательную основу, а также без социальных агентств, которые занимаются ее организацией. Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит, однако, не государству и не организациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению: