Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
Страница 2
Материалы и статьи » Объекты и субъекты в социальной работе » Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, т. е. видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике. В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и социальный работник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее – социальный работник [23, 131].

Главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Классификация субъектов социальной работы выглядит следующим образом:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Сегодня в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Проведение опросов и их результаты
Для того чтобы выяснить, чему же на самом деле отдают предпочтение подростки, я провела анкетирование среди учащихся 9-11 классов. Всего я опросила 100 человек и получила такие данные: 1) Как вы проводите свое свободное время? (Рис.1)1 ...

Современная молодежная политика
Чтобы правильно оценить происходящие изменения в молодежной среде и наметить четкие ориентиры ее социального развития, нужны новые критерии, выработать которые можно объединенными усилиями всех, кто причастен к изучению или практическому ...

Несколько советов по самоизбавлению от алко- и наркозависимости. Самоизбавление от алкогольной зависимости
«Широко распространено мнение, будто алкоголики — обреченные люди, которых «исправит только могила». Такое неправильное мнение сеет пессимизм, бесперспективность среди алкоголиков и их близких, заставляет их смириться с постигшим горем. А ...