Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов. [1, с.7]
Социологические идеи Маркса формировались под воздействием гегелевской философии, классической экономической теории, социалистических, и коммунистических учений. Маркс негативно относился к контовской идее социологии как позитивной науки и в целом не считал себя социологом. В то же время он был убежден, что основанное им вместе с Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории является революционным переворотом во взглядах на общество и способно выступать методологическими основами всех общественных наук. В ранних работах Маркса отмечается, что "сущность человека" не является абстрактом, свойственным отдельному индивиду, а реализуется во всей совокупности ее социальных отношений. Маркс критиковал всю предыдущую философскую традицию за то, что она не смогла осмыслить действительность в ее субъективном измерении, как "человеческую материальную чувственную деятельность", или "практику". Эту деятельность Маркс рассматривал как сочетание процессов "опредметчивания" (овеществления) и распредметчивания человеческих "сущностных сил".
Значительное внимание в трудах Маркса уделено проблеме "отчуждения" результатов человеческой деятельности, в частности в сфере материального производства. Причину "отчуждения" он видел в противоречии между общественным характером производства и частной формы собственности на средства производства и в неконтролируемом влиянии рыночной стихии. Преодоление отчуждения и, следовательно, гуманизация отношений в материально-производственной сфере как базовой сфере общественной жизни возможна, по Марксу, на пути революционно-практического изменения существующих форм собственности и систем политической власти. Понятие "практики", которое в немецкой классической философии употреблялось преимущественно в абстрактно-этическом контексте, у Маркса наполняется социологическим содержанием. [4, с.305]
Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных источников:
1. Французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона;
2. Философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал;
3. Английской политической экономии, на которой Маркс основывался, но не вышел за ее пределы.
Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и коммунистическими группами и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался:
- понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе;
- вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения;
- обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз.
Эти проекты были реализованы, не всегда совершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых.
Рекомендуем к прочтению:
Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...
Социальная помощь пожилым людям с ограниченными возможностями
Организация социального обслуживания пожилых людей рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в России комплекса правовых, экономических, социальных мер по социальной защите пожилых людей.
Правовые основы пре ...
Технологии социальной работы с клиентами: беседа , оценочный анализ,
ведение записей
Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества ...
|