Статья «Бездомные – социальное дно общества»
Страница 1
Материалы и статьи » Структура общества » Статья «Бездомные – социальное дно общества»

Начавшееся в 90-е годы реформирование российского общества породило резкую социальную дифференциацию. В основании образовавшейся социальной пирамиды оказались самые обездоленные слои общества, к которым относятся бездомные. Бездомные – это по существу социальное дно общества. Нынешняя российская действительность возвратила нас в мир, где бездомность приобрела характер социального бедствия, не только в силу многочисленности этой категории, но и из-за явной тенденции ее роста.

Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

С целью изучения социального положения, образа жизни бездомных авторами статьи было проведено социологическое исследование в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ (январь – март 1998 г.; июль – август 2001 г.).

Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных – мужчины – 179 человек (87%), и лишь 24 человека (13%) – женщины; по этнической принадлежности 198 человек назвали себя русскими, 4 – бурятами и 1 – якутом; около половины бездомных – бывшие заключенные; жителей Улан-Удэ оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие, причем 41 человек (20%) – из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) – из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%) – от 40 до 50 лет, 19% от 30 до 40 лет, 2 человека (1%) – старше 50 лет. Большинство бездомных ранее работали в промышленности, в сфере услуг, на транспорте; все имели низкий квалификационный, образовательный уровень; 95% – выходцы из малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражали крайне негативное отношение к современному социально-экономическому положению России и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками – «мастерами на все руки».

Внутригрупповые межличностные взаимодействия среди бездомных представляют собой, с одной стороны, отношения, основанные на конкуренции, а с другой – отношения сосуществования. Конкуренция возникает по поводу территории, на которой они выбирают из бытовых отходов что-либо пригодное для себя, по поводу занятия мест для попрошайничества и т.п. Поскольку питаются они, в основном, пищевыми отходами, которых не очень много в мусорных контейнерах, то утолить голод, возможно лишь, перебрав содержимое мусорных баков на довольно обширной территории. Бездомные данного «ареала», как правило, знакомы друг с другом, и «чужак» определяется сразу. В этом случае конфликт разрешается просто: ссора, попытка драки – и более слабый уходит.

Знакомые между собой, постоянно встречающиеся в одних и тех местах, бездомные по отношению друг к другу не агрессивны. Они знают не только имена и фамилии, но и истории падения и нынешней жизни друг друга. Наблюдения показывают, что бездомные могут по два, иногда по три человека одновременно перебирать мусор в соседних контейнерах, не вступая между собой в противоречия. Вероятно, в среде бездомных возникает особая сеть эмоционально-психологических отношений, благодаря которой каждый член этого сообщества чувствует свою принадлежность к нему и приобретает типичные для него черты, тем более что они пребывают в определенной изоляции от общества, нарушены внешние контакты.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Тесты
1. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ХХI в. заключается в: а) в повышении уровня жизни подавляющей части населения; б) в повышении качества жизни; в) в росте дифференциации доходов населения; г) в рос ...

Задачи исследования
1. Определить зависимость использования парфюмерных средств от возраста. 2. Определить причины выбора того или иного вида парфюмерии. 3. Определить мотивацию выбора определенного парфюмерного средства. 4. Определить результирующее дейс ...

Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Сороковые годы 19 века - период становления социологии как науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А. Сен-Симона, о ...