Социальная стратификация и гендер.
Страница 1
Материалы и статьи » Гендерный подход в социологии » Социальная стратификация и гендер.

В гендерной науке процесс конструирования гендерных различий принято связывать с процессом социализации. Социализация (от лат. socialis – общественный), это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, например, воспитание, так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование. Основными институтами и агентами социализации являются семья, школа, группа сверстников, окружение, в которое входят соседи, знакомые, родители друзей и т.д., а также средства массовой информации. В целом это та среда, в которой происходит процесс усвоения, восприятия и воспроизведения соответствующих культурно-нормативных стандартов. В частности в ходе полоролевой или, как сейчас принято называть, гендерной социализации происходит процесс формирования мужской или женской гендерной идентичности (identity- осознание себя) в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Различные аспекты социализации изучаются психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией и педагогикой.

Гендерная идентичность - осознание себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре. Идентифицировать (осознать) себя как мужчину или женщину – это значит принять те психологические качества и модели поведения, которые данное общество приписывает и предписывает людям в зависимости от их биологического пола.

С точки зрения социальной психологии существуют две основные причины, в силу которых индивиды стараются соответствовать гендерным нормам – это нормативное и информационное давление. Сущность нормативного давления заключается в том, что человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые нормы таким образом, чтобы общество не отвергло его. Иногда общество может жестоко наказывать за отказ следовать устоявшимся, традиционным гендерным ролям.

Примеров этому множество: суд в Саудовской Аравии приговорил 19-летнюю девушку к 200 ударам плетьми и шестимесячному заключению в тюрьме за нахождение в машине с мужчиной, не являвшимся ее родственником. В большинстве арабских стран ислам не поощряет стремление женщин Востока к получению образования и участия в общественно-полезном труде. Круг интересов женщин ограничивается семьей и домом. Многие вынуждены безоговорочно прислуживать сначала отцам, потом супругам, а за малейшее непослушание терпеть физическое насилие. А совершивший «преступление против чести» будет расплачиваться за него кровью.

Процесс нормативного давления на личность, принуждение следовать традиционным гендерным ролям особенно жестко происходит в обществах, где отсутствуют элементарные демократические нормы и признание равенства полов в развитии.

Гендерные (половые) роли – это социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские идеи признаются взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Влияние алкоголя на нравственность человека
Вследствие изменений мозга и центральной нервной системы, а также привычных для алкогольного и питейного климата правил поведения, начинается изменение характера человека: утрачивается способность внимательно выслушивать других, следить з ...

Трансформация социально-экономического пространства России за годы реформ
В догматическом марксизме сталинского периода утверждалось, что институциональная структура общества является частью классовой надстройки. По мнению Р.В. Рывкиной формула «два класса – одна прослойка» была удобна для анализа экономических ...

Уречская горпоселковая библиотека-филиал №1 Любанской ЦБС
С 2004 года в библиотеке ведётся исполнение комплексно-целевой программы «Крок у будучыню». Эта программа рассчитана на учеников 9 – 11 классов. На основе программы «Крок у будучыню» ведётся воспитательно-просветительская деятельность с п ...