Социальная ответственность бизнеса в России
Страница 2
Материалы и статьи » Социальная ответственность бизнеса » Социальная ответственность бизнеса в России

Предприятия берут на себя социальную ответственность частично потому, что само государство не в состоянии качественно оказывать социальные услуги населению, а это влияет на их собственную экономическую эффективность.

Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн. Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий реального сектора экономики является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений эта проблема выглядит еще более острой. При этом и качество среднего профессионального образования оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень подготовки его выпускников. Уже многие динамично развивающиеся сферы бизнеса имеют свои собственные образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу не регулирует. И вся система функционирует только за счет средств бизнеса.

Можно сказать, что в виде выпускника предприятие получает отечественный автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном из совещаний, организованном департаментом образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?

Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства и это называется социальной ответственностью.

Это связано в первую очередь с отсутствием соответствующей государственной политики в сфере социальной ответственности бизнеса. Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. Ведь их в мире существует порядка пяти. От европейской модели - ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечения их эффективного использования, до модели Японии и Южной Кореи, где бизнес отвечает практически за все. В России сегодня "портфель социальных услуг" предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств. А в ряде случаев, и под давлением власти. Он часто связан не столько с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи бизнеса выполнение функций власти.

Предприниматели оценивают перспективы российской экономики очень показательно. На фоне сегодняшнего относительного благополучия будущее в оценках предпринимателей выглядит, по меньшей мере, неясным. Прогноз экономической ситуации достаточно пессимистичен: оценка средне-стабильная в ближайшей и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе руководители видят угрозу потери стабильности.

Наиболее оптимистичным выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь (сравнить с США)
Можно выделить три основных вариант моделей социальной политики государства. Модель Бисмарка, базовыми характеристиками которой являются: максимальный учет природы трудовых отношений. Предназначение обязательного социального страховани ...

Мировой опыт деятельности общественных организаций в сфере социальной политики
Некоммерческий или третий сектор, как особый социальный, экономический и политический феномен, привлек серьезное внимание исследователей относительно недавно - лишь в конце 60-х. Только в 70-х эта проблематика стала предметом общественных ...

Метод средних величин в изучении общественных явлений.
Виды средних величин и их значение в социально-экономических исследованиях. Средняя величина - обобщающая характеристика изучаемого признака в исследуемой совокупности. Она отражает в конкретных условиях места и времени. Возможностью пе ...