Опека и попечительство как общие технологии социальной работы.
Страница 1
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Опека и попечительство как общие технологии социальной работы.

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей. Опека и попечительство-это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ[9]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти[10]. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

В соответствии с Законом РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней [поселковая(сельская), районная и городская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан[11]. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), в ГК (ст.31-41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделения администрации района)[12].

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упразднения Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции[13]. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Социальная норма и девиантное поведение
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм. Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности. Норма рассматривается различными науками. В ...

Ученический мониторинг
Ученический мониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количество которых определяется на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения. Цели микроисследований должны быть направлены на мо ...

Условия назначения трудовых пенсий по инвалидности
Возникновение пенсионных правоотношений в связи с пенсией по инвалидности предполагает юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов: признание гражданина инвалидом, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованног ...