Особенности потребительского поведения российского предпринимателя
Страница 1
Материалы и статьи » Особенности отечественной культуры предпринимательства » Особенности потребительского поведения российского предпринимателя

В среде российских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихся между собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением и потребительскими ориентациями.

Имущественные различия между группами связаны как с настоящими позициями предпринимателя в бизнесе (например, личный доход зависит от типа предприятия, его размера и сферы деятельности), так и с прошлым социальным статусом и некоторыми демографическими характеристиками.

Различия в габитусе нагляднее всего проявляются в системе трудовых мотиваций, связанных, в первую очередь, с материальными факторами, а также отдельных представлениях индивидов о занимаемых ими позициях.

Рассмотрим подробнее каждую из групп, имея при этом в виду, что образные наименования групп представляют собой именно образы наиболее ярких представителей каждой группы, а не формальную терминологическую конструкцию.

Группа “стиль жизни “неимущего””. Представители этой группы живут в самых маленьких квартирах, лишь около трети из них имеют дачу или машину, не имеют зачастую современной бытовой техники (за исключением видеомагнитофонов). Почти у 40% этой группы нет ни дачи, ни машины, ни гаража, ни чего-либо из товаров длительного пользования. У “неимущих” наименьший средний доход, наибольшая в среднем доля затрат на питание. Более трети предпринимателей этой группы считают, что их доход не дотягивает до минимально необходимого им уровня. Это группа с самыми низкими стартовыми позициями и уровнем жизни. Такие потребительские ориентации обычно встречаются у бизнесменов, увлеченных только своим делом, и у тех, кто только начинает бизнес. Среди трудовых мотиваций “неимущие” чаще, чем остальные, не считают важными такие требования к работе, как максимальный денежный доход, поддержание уровня жизни и удовлетворение новых материальных запросов. Они же реже всех считают, что их работа позволяет реализовать эти требования.

Это относительно немолодая группа (менее пятой части в возрасте до 35 лет), сравнительно с другими группами с более высокой долей выходцев из рабочих и служащих и несколько менее образованная (около 20% не имеют высшего образования). Здесь самая большая доля женщин (более 20%), а также одиноких и живущих без детей. Почти три четверти представителей этой группы работают в узкопрофильных фирмах с низким годовым оборотом, лишь около четверти были заняты свыше 11 часов в день и столько же выбрали бы в качестве занятия себе только бизнес, даже если бы другая работа приносила бы им такой же доход.

Группа “стиль жизни “ригориста””. Это самая многочисленная группа предпринимателей. Здесь наиболее высока обеспеченность недвижимостью – у 97% есть дача или участок, у трех четвертей – машина. Хотя доход представителей этой группы в среднем высок, однако в ней, как и в первой, низка обеспеченность товарами длительного пользования – лишь 15% имеют импортную мебель, 22% - видеомагнитофон. В среднем доля расходов “ригористов” на питание ниже, чем у “неимущих”, что напрямую связано с более высоким уровнем доходов.

В целом представители этой группы, несмотря на более высокий уровень доход, склонны к “аскетичному” потреблению, и практически не ориентированы на уровень, связанный с качеством и удобством. Достаточно высокая обеспеченность недвижимостью может быть объяснена либо лучшими стартовыми позициями, либо приоритетами расходов в этой области.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению: