Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 5
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы"

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической.

Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Э. Дюркгейм, разумеется, был далек от того, чтобы не замечать реальной дисгармонии в современном ему обществе, кризисных явлений в экономике и политике Европы конца ХIХ века. Он выделял три основные "ненормальные" формы разделения труда: аномию, социальное неравенство и неадекватную организацию труда. Преодоление "ненормальных" форм разделения труда, этих социальных патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства "внешних условий", т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Социологические взгляды Джона Милля наряду с его экономическим учением в основном изложены в труде "Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной филисофии", содержащем систематизацию идей, господствовавших в общественной жизни Англии. Важнейшая черта социологии Джона Милля - эмпиризм, основанный на применении разработанной им индуктивной логики - единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты и общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, потому что знания, полученные даже на основе истинной индукции, всегда гипотетичны то есть основанные на гипотезе, научно обоснованном предположении. Впервые Джон Милль разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно - следственных связей явлений, используемые и в современных условиях и социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Рекомендуем к прочтению:

Советский марксизм и социология
Принципиальное значение для последующего развития советской версии марксизма имеет социологический лексикон, который в данном случае может считаться домом научной дисциплины. Летом 1894 г. В.И. Ленин в полемике с Н.К. Михайловским и други ...

Негативные формы девиантного поведения
Каким бы относительным ни было соотношение нормы и девиантности, принято различать: - позитивные формы отклоняющегося поведения; - негативные формы отклоняющегося поведения. Можно изобразить некоторый континуум, т. е. числовую прямую ...

Социальная ответственность бизнеса – что это?
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными ...