Социально-психологическое положение пожилых людей.
Страница 1
Материалы и статьи » Проблемы досуга пожилых людей » Социально-психологическое положение пожилых людей.

Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные[14] признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми.[15]

Точное хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая устойчивость. Например, постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

С позиций молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.

Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.

Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.

Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент[16].

В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда[17]. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.

Другой крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, в которых бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, которые показывают, что регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое[18].

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Карл Мангейм о социальной функции института образования. Жизнь и взгляды Карла Мангейма
Карл Мангейм (1893-1947) общепризнанный классик либеральной социологии - учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Б. Залоша, Э. Ласка, Генриха Риккерта, Дьёрдя Лу ...

Приложения
Приложение 1 Статистические данные по участникам боевых действий за 2006-2007гг. В настоящее время в Российской Федерации имеется значительное число лиц – участников войн и боевых действий, в том числе инвалидов, нуждающихся в мерах гос ...

Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности. Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированн
Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных органов власти и средств массовой информации. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование их возможностей является очень важным инструме ...