Методы сбора и анализа информации. Методики сбора первичных данных
Страница 4
Материалы и статьи » Методы исследования социально-экономических и политических процессов » Методы сбора и анализа информации. Методики сбора первичных данных

· профессиональности, позволяющие выявить степень готовности к определенной деятельности.

По предмету исследования различают общеличностные тесты, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (например, умственного развития, профессиональных и творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и др.), и групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового социально-психического климата, межличностного восприятия и т.п.

Особенно широко используются в социологических исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести социометрию, которая как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

Изучение характера взаимоотношений членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии труда. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые сплоченные образования, лидеров и т.д.

Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).

Будучи простой в употреблении, социометрия широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в обследуемых группах следует прибегнуть еще к другим методам исследования, позволяющим выявить специфику групп, их ценностно-нормативное единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

В практике социологических исследований зачастую используется метод изучения продуктов деятельности - сбор информации при анализе материализованных результатов трудовой деятельности. При этом объектом исследования выступают не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности.

В современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов функционирования и развития социальных систем в осуществлении трудового процесса все шире используются математические и статистические методы - теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т.д. но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.

Страницы: 1 2 3 4 


Рекомендуем к прочтению:

Ролевой конфликт
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необх ...

Великобритания глазами иностранцев. Типичное представление
Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих нор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крикет. Они весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв ...

Групповая психология и теория подражания
В конце 19 века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Следовательно, вырос интерес к изучению группового массового поведения и тех психологиче ...