Конструктивистский структурализм П. Бурдье как методологическая основа исследования профессиональных групп
Страница 1
Материалы и статьи » Теоретические подходы к пониманию феномена субкультуры » Конструктивистский структурализм П. Бурдье как методологическая основа исследования профессиональных групп

Западные специалисты в области социологии профессий в своих научных поисках опираются на различные методологические подходы, среди которых можно выделить три наиболее крупных – функционалистский, неомарксистский и неовеберианский. В России на протяжении длительного времени господствовала экономическая интерпретация профессий, что наложило отпечаток и на современных исследователей, которые стремятся классифицировать все виды занятости по различным критериям, очертить границы соответствующих профессиональных групп, определить их количественный и качественный состав, установить типичные социальные характеристики их членов.

Ни в коей мере не умаляя теоретической и практической значимости подобных исследований, стоит отметить, что они в силу своей субстанциалистской ориентации не способны в полном объеме вскрыть глубинные механизмы функционирования профессиональных групп. Данная задача, на наш взгляд, может быть эффективно решена в рамках концепции конструктивистского структурализма П. Бурдье.

Вслед за французским ученым мы отказываемся от наиболее распространенного субстанциалистского понимания групп как наблюдаемой, фиксируемой извне совокупности индивидов. Те образования, которые социологи-субстанциалисты позиционируют как реальные группы, на самом деле представляют собой логически сконструированные совокупности, имеющие лишь теоретическое существование – «группы на бумаге».

Профессиональная «группа на бумаге» – это множество лиц, объединенных внешним наблюдателем по критерию общности профессиональной принадлежности. Очевидное сходство социальных условий жизни этих лиц создает потенциальную возможность их объединения и мобилизации в качестве коллективного агента, реально действующего в социальном пространстве.

Однако актуализируется эта возможность лишь тогда, когда из всей разрозненной массы представителей профессии выделяется совокупность индивидов, берущих на себя функции представительства и защиты интересов всей группы – практическая группа, в качестве которой выступает то или иное профессиональное объединение (гильдия, цех, ассоциация, профсоюз). Именно эта группа, а не аморфная «группа на бумаге», является объектом идентификации для самих профессионалов и олицетворяет профессиональную группу в глазах общественности.

Таким образом, в контексте теории П. Бурдье профессиональная группа может быть определена как совокупность позиций в социальном пространстве, гомологичность которых обусловлена общностью профессиональной принадлежности занимающих их индивидов. Целью конструирования профессиональных групп является объективация занимаемых ими позиций, т.е. перевод невидимых «невооруженным взглядом» связей и отношений в более привычную для восприятия форму социальных практик.

У всех обладателей однородных социальных позиций формируется особый габитус – специфическая система предрасположенностей, через призму которой воспринимается и оценивается окружающий мир и которая является основой воспроизводства социальных практик. Так, например, профессиональную принадлежность индивида с известной долей вероятности можно определить по манере одеваться, вести себя, говорить и т.п.

Процесс постоянного производства / воспроизводства профессиональных практик требует наличия определенного капитала, позволяющего успешно бороться за признание собственного взгляда на ту или иную сферу социальной жизни в качестве экспертного мнения. П. Бурдье выделяет четыре формы капитала: экономический, культурный, социальный и символический.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Уречская горпоселковая детская библиотека-филиал №3
Работа детской библиотеке по организации культурного досуга детей и подростков так же ведётся по комплексно-целевой программе «Крок у будучыню». Различие заключается в том, что аудиторию детской библиотеки составляют ученики 1-9 классов о ...

Опрос двух поколений
Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям и к более старшему поколению (родителям наших родителей). Мы задали следующие вопросы: 1. Были ли у вас карманные д ...

Пример органического направления в социологии
Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучн ...