О предмете социологии молодежи
Страница 1
Материалы и статьи » Социология молодежи » О предмете социологии молодежи

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Выделение "социологии молодежи" в отдельную отрасль социологии относится ко времени "молодежной революции" 60-х гг., приведшей к росту внимания к молодежным проблемам, конфликту поколений и роли молодежи в социальных изменениях. Основной причиной утверждения социологии молодежи является увеличение переходного периода от детства к взрослости, что, в свою очередь, связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось разделение дома и работы. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного носителя к школе. Это говорит о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.

По поводу определения молодежи, критериев выделения в самостоятельную социальную категорию, возрастных групп ведется давняя полемика между учеными. Существуют разные подходы к предмету изучения - с позиции социологов, психологов, физиологов, демографов, а также классификационные традиции, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Известную роль играют идеологические факторы, так как молодежь всегда была на острие политической борьбы. Важнейшими группообразующими признаками тут большинство авторов признает возрастные характеристики и связанные с ними общественный статус, а также проистекающие из того и другого социально-психологические свойства.

Социология молодежи как отрасль социологической науки исследует свой предмет во всей его целостности, с точки зрения положения в социальной структуре, форм проявления и механизмов действия закономерностей функционального развития. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Будучи относительно самостоятельной социально-демографической группой, молодежь обладает спецификой, требующей разработки в рамках социологии специальных концепций и теорий среднего уровня. Подчеркивая относительность самостоятельности, социологи преследуют две цели. Во-первых, избежать определенного отрыва молодежи от общества, частью которого оно является. Во-вторых, акцентировать внимание исследователей на том, что совокупность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и запросов молодой поросли социально обусловлена и может быть конкретно интерпретирована лишь в более широком общественном контексте. Вот почему молодежная проблематика в качестве предмета социологического анализа, подразделяется на два вида, что нашло отражение в социологической литературе, первому относится все специфическое: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев возрастных границ; выявление потребностей и способов деятельности; исследование процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, социальных аспектов функционирования неформальных объединений и движений. Другую важную область составляют такие проблемы, которые представляются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно затрагивают молодежь (образование, семья, брак), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе
В работе Руссо, где он сознательно сделал уклон именно в нестабильную сторону общественного договора для того, чтобы он стал главным началом становления учения о правах человека, которое в наше время превратилось во всемирную декларацию о ...

Предмет исследования
Предметом исследования являются парфюмерные предпочтения молодежи. ...

Структура демографической науки.
При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловлен ...