Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:
-общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;
-частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;
-государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.
Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.
В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:
-технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
-выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
-определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
-варианты путей и средств решения этих задач;
-оценка социально-экономических последствий НТП.
Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.
При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.
Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.
Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Ее основными целями являются:
1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
2) обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
3) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
4) укрепление обороноспособности страны;
5) улучшение экологической обстановки и др.
В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.
Рекомендуем к прочтению:
Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник
психических травм
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...
Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм.
1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...
Структура укрепляющая гражданское право
Latvijas Pilsoniskā alianse («Альянс гражданского общества Латвии» или, сокращенно, eLPA) является независимым обществом, основанным в декабре 2004 года; цель альянса - укрепление гражданского общества в Латвии, поддержка общих интер ...
|