Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Страница 1
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «НА полпути от улице к дому» и многих других.

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему стремиться» - так считал известный историк В. О. Ключевский. Значит, чтобы понять причины возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. [8, с. 9]

По мнению Ключевского «наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины 9 в. она не начиналась, а уже имела за собой прошедшее . считавшее в себе два с чем-нибудь столетия». [18, с. 6]

Вся история нашей страны – это бесконечные завоевания, покорение и освобождения земель. В результате чего появлялись страждущие, калеки и сироты. Основные тенденции помощи на Руси, начиная с 9 века, связаны с княжеской защитой и попечительством. По мнению Холостовой Е.И. можно выделить два этапа становления:

1. распространение христианства;

2. постепенное соединение функций князя с монастырско-церковными формами призрения. [8, с. 28]

В Историко-статистическом очерке благотворительности и общественного призрения в России Максимов Е. пишет о том, что простейшие формы благотворительности заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. Главнейшая заповедь христиан – любить Бога и любить ближнего, как самого себя, - практически означала: накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть «единого из малых сил». [7, с. 12]

В учебнике «История социальной работы» Холостова Е.И. говорит о том, что во второй половине 12в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают изменения. Увеличивается рост монастырского и церковного призрения. Монастыри содержали детские приюты.

В период воцарения и правления династии Романовых появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.

В 1715 г. Петр приказывает «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. Так в 1824 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина 1, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре 1, постепенно закрылись.

Во время периода царствования Екатерины 2 было учреждено два больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам губерниях. Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины 2, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Классификация потребителей наркотиков
Наркоманами становятся не сразу. Многое зависит от индивидуальных характеристик индивида и вида принимаемых им наркотиков. В одних случаях привыкание к растительным и химическим препаратам наступает чуть ли не с первого раза, а в других - ...

Профессиональная мобильность
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности. Форма социальной мобильно ...

Культура как фактор социальной регуляции
Изучение концепций, теорий социологии культуры позволяет выявить важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс. Содержательными элементами культуры как фактора социокультурной регуляции являются обычаи, нормы, ценности, ...