Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Страница 1
Материалы и статьи » Молодежь в социальной структуре общества » Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления

Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных социальных, экономических, политических и нравственных проблем человечества.

В силу различных социально-экономических и политических причин в последнее время особенно заметна роль возрастного фактора в общественных процессах. Формирование секторов общественной жизни, ориентируемых на молодежь в составе населения или непосредственно связанных с ней, актуализирует вопрос об этой социальной группе, закономерностях и особенностях ее взаимоотношений с социумом.

Исследование проблем молодежи стало предметом социологии молодежи - отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

В западной социологии используется, кроме того, термин «ювентология» (от латинского juventus), которым обозначается воздействие, оказываемое молодежью на общество, молодым поколением - на все остальные элементы социальной системы.

Дискуссия относительно фундаментального понятия «молодежь» чаще всего достигает инвариантных положений в области скорее негативных определений (что не есть молодежь), чем в позитивном развертывании всего содержания этой категории. Речь идет не только о том, чтобы достичь согласия относительно каких-либо универсальных пределов молодого возраста - таких не может быть как в синхронном существовании отдельных обществ, находящихся на различных этапах своего развития, так и в диахронии данного общества.

Проблема состоит в том, чтобы идентифицировать то универсальное качество, которое характерно для молодежи, и только для нее, чем и определяются пределы Молодого возраста. В этом отношении важно подчеркнуть социальный аспект в определении молодежи, который как раз и предполагает, что молодежь является частью общества, определенной популяцией населения. Следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество.

Общественная мысль Запада активно исследует в течение последних 30 лет различные аспекты социального бытия молодежи. Многие результаты таких исследований могут быть использованы для интерпретации фактов социального и политического поведения нашего общества. Множество подходов к анализу молодежи, как и факторов, определяющих ее социальную и политическую дееспособность, схематически можно свести к трем основным течениям:

- фрейдистская традиция с характерным для нее приматом роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов в различных видах деятельности;

- парсоновская теория стабильности и структурный анализ социальных систем, где поведение молодежи есть функционально обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого человека набором моделей поведения);

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Трудовые ресурсы
Термин "трудовые ресурсы", который ввел в науку в 20-х годах XX ст. С. Струмилин, используют преимущественно как планово-учетный измеритель рабочей силы. Трудовые ресурсы – емкое по содержанию понятие. Как социально-экономическа ...

Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика в Украине
Демократизация и гуманизация современного украинского общества предусматривает создание равных возможностей для самореализации личности независимо от ее социального происхождения, национальности, возраста, пола. Провозгласив себя демократ ...

Heкоторые обобщения
Представленная читателю краткая информация необходима для выбора конкретного метода исследования конфликтов. Она может быть полезной лишь при определенных условиях. 1. Исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а ...