Групповая динамика и вход в группу
Страница 1

Идентификация и вхождение в группу обычно становится первым камнем преткновения для исследователя. И интернет-сообщества не являются исключением. Прежде всего, необходимо установить, какая группа респондентов будет адекватной исследованию, и по какому критерию производить отбор. Несмотря на то, что метод фокус-группы используется как в маркетинговых, так и общественных исследованиях, ни в одном случае не ставилась задача перенести результаты на более широкую выборку. Целью фокус-группы является определение отношения небольшой группы участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта, выявления мотивации тех или иных действий. Т.е. вместо получения всеобщей закономерности, акцент делается на вникании вглубь проблемы. Поэтому при отборе людей в онлайн фокус-группу не столь обязательно придерживаться принципа рандомизации. Ему на смену приходят такие методы формирования выборки, как агитирование (индивидуальная просьба поучаствовать в фокус-группе) и «снежный ком» (начинается с нескольких респондентов и затем каждого респондента просят рекомендовать нескольких знакомых для участия в исследовании). Однако возможность применения этих методов рекрутирования в интернет-среде весьма неоднозначна.

Использование сложившихся онлайн социальных групп – наиболее простой и успешный способ набора респондентов. Так, в исследованиях в медицинской сфере для отбора участников в фокус-группу используют пользователей форумов, темы которых посвящены медицине и здоровью. Для исследований в сфере образования определить участников фокус-группы тоже не составляет особого труда. Однако такой способ набора участников становиться весьма проблематичным в этнографических исследованиях. Участники онлайн сообществ имеют насколько разнообразные причины и мотивы посещения сайта, что нет никакой возможности набрать участников в группу по мотивационному или целевому критерию. На самом деле подбор участников для такого рода исследований осуществляется из так называемых онлайн-панелей. Онлайн-панель – это сообщество людей, которые согласились участвовать в онлайн-группе за определенное вознаграждение. Главная характеристика онлайн-панели – методическая точность при наборе участников и взаимодействии с ними. Онлайн-панель – это не просто список электронных адресов, по которым рассылаются предложения принять участие в фокус-группе. Члены панели сознательно регистрируются для участия в фокус-группе на специальном веб-портале и предоставляют о себе подробную социально-демографическую и потребительскую информацию. Модератор располагает десятками различных характеристик каждого участника, что позволяет оперативно находить респондентов для участия в самых сложных фокус-группах.

На сегодняшний день эта тема отбора участников в фокус-группу широко дискутируется. С одной стороны, критики онлайн фокус-групп указывают на необходимость учитывать специфику респондентов. Так, например, чересчур большое количество исследований, проводящихся на одной и той же группе, ведет к тому, что респонденты начинают безразлично относиться к опросникам, интервью и фокус-группам. С другой стороны, акцентируется внимание на недостаток квалифицированных онлайн-модераторов. Как было отмечено выше, качественный отбор участников в сети представляет собой иерархический процесс:

1. первичный мониторинг посетителей с целью отбора потенциальных участников;

2. рекрутирование адекватных для исследования респондентов.

Рекомендуется набирать большее количество участников, чем того требует регламент. Причина проста – возможна неявка участника, а потому его необходимо заменить. Преимущество онлайн-пространства - относительная быстрота и легкость, с которой модератор сможет найти необходимую группу пользователей и связаться с ними, и дешевизна рассылки электронных приглашений. Однако необходимо помнить, что большое количество участников тоже ничего не гарантирует. Не все посетители Интернета согласятся ждать «сбора» группы, а потому от 100 первоначально согласившихся, до группы «доживает» не более 20%.

Стандартное количество участников традиционной фокус-группы равняется 8. С увеличением количества участников могут возникнуть проблемы с управлением и дальнейшим транскрибированием записи дискуссии. Преодолеть эту проблему позволяют асинхронные онлайн фокус-группы (форумы), в которых допускается использование большего количества участников. Диалог обычно продолжается в течение 4-5 дней и заканчивается организацией поточной обработки. В одном из исследований (Williams) сравнивались 2 асинхронные фокус-группы с разным количеством участников: в первой – 45 человек, во второй – 15. Вопросы для групп подавались в один и тот же день, продолжительность составляла 55 дней. Результаты представлены на следующем графике:

Несмотря на ожидание большего количества «постов» (ответов), наиболее интересным результатом стало различие в привязанности к обсуждению. Как это видно на графике, количество ответов «Малой» группы постепенно сокращалось, несмотря на то, что вопросы продолжались задаваться. В «Большой» группе, наоборот, ответы оставлялись даже через 2 месяца после окончания исследования. Было выдвинуто предположение об обратной зависимости между групповой идентичностью, энтузиазмом и количеством членов в группе. Малое количество участников форума ведет к угасанию интереса к теме, что определяется через уменьшение количества ответов, долгого отсутствия участников на форуме, безразличного отношения к модератору.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Выводы
Тот, кто не ест слишком много не превратится в лентяя. Врата мудрости никогда не запираются. Б. Франклин. Практически все знают, что голодание- сильный оздоровительный метод. Но он не терпит ошибок. Безграмотное голодание недопустимо ...

Причины обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в России
Прежде чем говорить о причинах обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России, являющихся в настоящее время одним из главных источников соци­альной напряженности в стране, закономерно поставить вопрос о том, что в де ...

Проблема определения
Понятию «конфликт» очень сложно дать определение, сам конфликт – это сложное явление, которое проявляется в различных сферах деятельности людей, с помощью разных механизмов и в разных формах. Конфликт чаще всего непостоянен, у него может ...