Заключение

Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом.

Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента - материальных, социальных, правовых, психологических).

Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться.

Умение слушать и слышать - является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетенции не только социального работника - консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.

Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: изложенный в работе материал и практическое исследование показали, что развитие коммуникативных умений напрямую связано с постоянной работой над собой как самого социального работника, так и работой по методикам совместно со специалистами, проводящими его профессиональную подготовку. Вполне логично считать, что серьёзный смысл развитие коммуникативных умений приобретает в контексте постоянного контроля над результатами прилагаемых усилий, самотестирования. Поэтому необходимо применение технологий тестирования социальных работников на всех этапах их подготовки.


Рекомендуем к прочтению:

Афоризмы
Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах) Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен) Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть ...

Морализм
Морализм был широко распространен в отрасли вплоть до середины XX века. Ему были присущи вера в социальный прогресс и в образование как в панацею от социальных бедствий, поиск признания и перспектив отрасли при отсутствии развитой теорети ...

Интерпретация основных понятий
Обязательным условием любого научного исследования является уточнение (интерпретация) используемых понятий. Интерпретация понятий – это процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Его основной смы ...