Заключение

Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом.

Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента - материальных, социальных, правовых, психологических).

Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться.

Умение слушать и слышать - является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетенции не только социального работника - консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.

Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: изложенный в работе материал и практическое исследование показали, что развитие коммуникативных умений напрямую связано с постоянной работой над собой как самого социального работника, так и работой по методикам совместно со специалистами, проводящими его профессиональную подготовку. Вполне логично считать, что серьёзный смысл развитие коммуникативных умений приобретает в контексте постоянного контроля над результатами прилагаемых усилий, самотестирования. Поэтому необходимо применение технологий тестирования социальных работников на всех этапах их подготовки.


Рекомендуем к прочтению:

Структура демографической науки.
При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловлен ...

Особенности и тенденции развития добровольческого движения в России на современном этапе. Традиционные и инновационные модели деятельности добровольческих организаций
Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносит ...

Приложения
Приложение 1 Совершенствование вербальных компонентов общения. Упражнение на правильное использование пауз. Эти упражнения помогут, если вы: - говорите быстро и невнятно; - часто теряетесь в разговоре; -часто используете звуки типа &qu ...