Национально-этническое развитие Беларуси
Страница 2

С момента обретения Республикой Беларусь государственной независимости, демократизации общественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса начался и аналогичный процесс у большинства национальных меньшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов в Беларуси возникло и активно функционирует значительное число организаций и культурно-образовательных учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из них по своей численности и влиянию превосходят политические партии. Так, например, Белорусское объединение еврейских организаций и общин насчитывает 91 организацию и 18 общин, Союз поляков на Беларуси — (по различным оценкам) от 20 до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций и структур в 1/3 административно-территориальных единиц Республики Беларусь. В республике функционирует свыше 90 коллективов художественной самодеятельности, созданных объединениями национальных меньшинств.

В республике функционируют школы и отдельные классы с обучением на польском, литовском языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном году польский язык изучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. в Гродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебном году — 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образования и культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основном еврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можно отметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение в школах русскому языку организовано повсеместно.

Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.

В статьях 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.

Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Дискриминация по национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексу законов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону.

В июле 1997 года принята и действует "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан Республики Беларусь". В соответствии с Конституцией и законодательством республики определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность граждан Республики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина, а также по его происхождению. Утверждение указанного документа было вызвано обращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найти форму фиксации в новых паспортах национальной принадлежности гражданина по его желанию.

В целях содействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и народами Министерством культуры и искусства Республики Беларусь в 1995—96 гг. были подписаны протоколы и соглашения о сотрудничестве в области культуры с Министерством культуры Польши (25.03.95 г.), России (24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95 г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германской Смешанной комиссии по культурному сотрудничеству (10.11.95 г.).

Во всех заключенных соглашениях имеются статьи, где стороны обязуются создавать благоприятные условия для культурного сотрудничества, объединять усилия с целью расширения взаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурной самобытности народов, наций и народностей, проживающих на их территориях.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Формальные и неформальные группы
В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строят ...

Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского о ...

Рабочая сила
Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Рабочая сила непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фа ...