Образование как социальный институт

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля[5].

Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин “функция” часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Их всего пять, столько же и основных социальных институтов[6]:

потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле слова, включая науку и культуру);

потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития”[7].


Рекомендуем к прочтению:

Лечение зависимости от психостимуляторов
Люди, злоупотребляющие психостимуляторами, достаточно редко обращаются за медицинской помощью. Мы думаем, что такая редкость обращений связана с тем, что депрессия отмены психостимуляторов сопровождается у наркомана чувством безнадежности ...

Проблема лидерства в семье
Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена. Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высоког ...

Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции г ...