По-видимому, он заключается в попытке объять необъятное: с одной стороны, учитывать специфику гуманитарного (и исторического, в частности) познания, которая заключается в том, что исторический факт - не «голый». Он не может не отражать ценностные идеалы, мировоззрение историка, которые проявляются уже на ранних стадиях исторического познания - на стадии отбора фактов и их компоновки. В связи с этим меняется характер социального познания: это уже не поиски объективного смысла истории и даже не совсем выявление смысла истории в рамках разных культур. Прежде всего - это попытка придать истории понятный нам смысл.
Следует учесть и такое обстоятельство, как незавершенность истории. Об этом хорошо написал К. Ясперс: «При таком понимании даже прошлое не завершено: оно продолжает жить, его решения не полностью, а лишь относительно окончательны, они могут быть пересмотрены. То, что было, может быть истолковано по-новому. То, что казалось решенным, вновь становится вопросом. То, что было, еще откроет, что оно есть. Оно не лежит перед нами как останки былого. В прошлом заключено больше, чем было извлечено до сих пор объективно и рационально. Мыслящий человек еще сам находится в развитии, которое и есть история, он незавершен и поэтому, - обладая ограниченным полем зрения, стоя на холме, а не на высоте, откуда открывается широкий горизонт, - видит, в каком направлении могут идти возможные пути, но не знает, что является истоками и целью целого. Поэтому историю можно рассматривать как сферу опыта, поэтому единство тонет в бесконечности возможного. Нам остается только вопрошать».
Итак, вкратце рассмотрены основные подходы к решению проблем общественного развития. Чтобы различия между ними стали более рельефными, приведем таблицу (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Решение проблем социального развития на различных этапах развития науки
Аспекты социальной теории |
Классическая наука |
Неклассическая наука |
Постнекласссическая наука |
Гносеологическая основа |
Абсолютная истина |
Относительная истина |
Аксиологические факторы |
• Социальная . теория |
Теория общественно-экономических формаций |
Теория локальных цивилизаций |
Социальная синергетика ' |
Характер исторического процесса |
Единая закономерная история |
Множество изолированных цивилизаций |
Интеграция культуры на основе универсальной системы ценностей |
Смысл истории |
Поиски объективного смысла истории |
Выявление смысла истории в рамках ' различных цивилизаций |
Придание истории ' понятного нам -смысла |
Механизм социального развития |
Жесткий детерминизм |
Вероятностный детерминизм |
Выбор субъектом цели (аттрактора) |
Направленность социального развития |
Однонаправленность (прогресс) |
Многовариантность (цикличность) |
Сочетание однонаправленности и многовариантности («веер» возможностей и направлений) |
Фундамент общества |
Экономический базис |
Религия или другие духовные явления |
Любой элемент системы |
Роль личности в истории |
Человек как производительная сила |
Личность как носитель судьбы культуры |
Движущая сила истории |
Рекомендуем к прочтению:
Анализ пенсионного обеспечения лиц впервые обратившихся за назначением
трудовых пенсий. Практика обращения граждан за назначением
трудовых пенсий в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга
Каждый гражданин впервые за назначением пенсии обращается территориальный орган Пенсионного фонда РФ (в нашем случае в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга). При этом он должен знать, какие документы необходимо подготовить для установ ...
Из истории изучения конфликта
Изучение конфликта началось еще в VII-VI вв. до н.э. в Китае. Китайские философы полагали, что развитие всего живого заключается именно в борьбе противоположностей. Конфликты изучали и в Древней Греции. В работах Н. Макиавелли, которые бы ...
Основное содержание и виды реабилитации
В нашей стране проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, как молодого, так и пожилого возраста, принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов и пожилых людей выступает в качестве ...
|