Исторический процесс с точки зрения синергетики
Страница 4
Материалы и статьи » Общество как система » Исторический процесс с точки зрения синергетики

По-видимому, он заключается в попытке объять необъятное: с одной стороны, учитывать специфику гуманитарного (и исторического, в частности) познания, которая заключается в том, что исторический факт - не «голый». Он не может не отражать ценностные идеалы, мировоззрение историка, которые проявляются уже на ранних стадиях исторического познания - на стадии отбора фактов и их компоновки. В связи с этим меняется характер социального познания: это уже не поиски объективного смысла истории и даже не совсем выявление смысла истории в рамках разных культур. Прежде всего - это попытка придать истории понятный нам смысл.

Следует учесть и такое обстоятельство, как незавершенность истории. Об этом хорошо написал К. Ясперс: «При таком понимании даже прошлое не завершено: оно продолжает жить, его решения не полностью, а лишь относительно окончательны, они могут быть пересмотрены. То, что было, может быть истолковано по-новому. То, что казалось решенным, вновь становится вопросом. То, что было, еще откроет, что оно есть. Оно не лежит перед нами как останки былого. В прошлом заключено больше, чем было извлечено до сих пор объективно и рационально. Мыслящий человек еще сам находится в развитии, которое и есть история, он незавершен и поэтому, - обладая ограниченным полем зрения, стоя на холме, а не на высоте, откуда открывается широкий горизонт, - видит, в каком направлении могут идти возможные пути, но не знает, что является истоками и целью целого. Поэтому историю можно рассматривать как сферу опыта, поэтому единство тонет в бесконечности возможного. Нам остается только вопрошать».

Итак, вкратце рассмотрены основные подходы к решению проблем общественного развития. Чтобы различия между ними стали более рельефными, приведем таблицу (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Решение проблем социального развития на различных этапах развития науки

Аспекты социальной теории

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнекласссическая наука

Гносеологическая основа

Абсолютная истина

Относительная истина

Аксиологические факторы

• Социальная . теория

Теория общественно-экономических формаций

Теория локальных цивилизаций

Социальная синергетика '

Характер исторического процесса

Единая закономерная история

Множество изолированных цивилизаций

Интеграция культуры на основе универсальной системы ценностей

Смысл истории

Поиски объективного смысла истории

Выявление смысла истории в рамках ' различных цивилизаций

Придание истории ' понятного нам -смысла

Механизм социального развития

Жесткий детерминизм

Вероятностный детерминизм

Выбор субъектом цели (аттрактора)

Направленность социального развития

Однонаправленность (прогресс)

Многовариантность (цикличность)

Сочетание однонаправленности и многовариантности («веер» возможностей и направлений)

Фундамент общества

Экономический базис

Религия или другие духовные явления

Любой элемент системы

Роль личности в истории

Человек как производительная сила

Личность как носитель судьбы культуры

Движущая сила истории

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Хозяйственная власть
Сложный характер хозяйственных мотивов человека вызывается тем, что вы­полняя, казалось бы, чисто экономические функции, он выступает одновременно как продукт, носитель и творец культуры. Последняя является интегративным понятием, включаю ...

Социальная ответственность бизнеса – что это?
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными ...

Различия теорий общественного договора
Человек в понимании Руссо по своей природе добр, обладает крепким здоровьем и свободен. Людям присуща первобытная нравственная чистота, они счастливы и добры. Человек, по мнению Руссо, развит гармонично и всех людей между собой объединяет ...