Функции общественных организаций как субъектов социальной политики
Страница 1

Общественные организации являются важным и неотъемлемым элементом демократии и гражданского общества. Для многих людей это звучит тривиально. Знаем ли мы, однако, почему это так, почему организации так важны. На этот вопрос можно ответить, анализируя их вклад в общество, экономику и политику. Проще говоря, анализируя функции общественных организаций как субъектов социальной политики.

Презентацию функций третьего сектора необходимо предварить важной оговоркой: некоторые из описанных функций стоит воспринимать скорее как постулаты. Они, зачастую, базируются на определенных общих, модельных предпосылках, закрепленных в теории демократии, и выполняемых только частью организаций, или только в определенной степени, или только в некоторых странах [22].

Примером не полностью выполняемого постулата может быть утверждение, что третий сектор играет роль катализатора действий рынка и политики – с одной стороны смягчает негативные эффекты жестокой конкуренции, а с другой создает возможность эффективного контроля действий властей, а также заботится о правах не всегда слышимых меньшинств. Однако, это правда только тогда, когда мы говорим о зрелом, сильном неправительственном секторе, и о зрелой, стабильной демократии. Даже в наиболее развитых демократических странах такая модель редко полностью соответствует действительности, и воспринимается скорее как политический проект, чем описание статус-кво.

Рассмотрим функции третьего сектора в социальной экономике [25].

1. Трудоустройство.

Неправительственный сектор дает работу. В странах Западной Европы показатель трудоустройства в организациях достаточно высок: в Бельгии или Голландии он составляет 10-14% всех работающих. В Польше эта его функция все еще слабо развита. По последним данным 2/3 польских неправительственных организаций вообще не имеет постоянных, оплачиваемых штатных работников. Это, однако, не должно заслонять факта, что в польских фондах и общественных объединениях работает сегодня около 64 000 человек, то есть 0,5% всех трудоустроенных в национальной экономике (без учета индивидуального фермерства). Такая значительная разница между Польшей и другими европейскими странами обусловлена также дефинициями третьего сектора, принятыми учеными из этих стран. Показатель в Польше подразумевает только общественные объединения и фонды, тогда как в Голландии или Бельгии к нему причисляются также трудоустроенные в кооперативах, профсоюзах, организациях бизнеса и многих других типах учреждений.

2. Школа будущего трудоустройства.

Неправительственный сектор подготавливает будущих специалистов, а также пользуется помощью добровольцев. Таким образом, организации формируют будущих специалистов не только в той области, в которой они работают, но также дают пример вовлечения в работу, учат ответственности, креативности и самостоятельности.

3. Предоставление услуг.

Это наиболее очевидная функция общественных организаций. Так же, как коммерческие субъекты и публичные учреждения, они предоставляют различного рода услуги. Это, в особенности, социальные (напр., в области здравоохранения) либо публичные (напр., образовательные) услуги. Получение этих услуг является правом каждого гражданина, и часто они бесплатны. Существуют также услуги, отвечающие на нужды групп, имеющих слабую покупательную способность, то есть непривлекательных для коммерческих фирм, а также услуги, предоставление которых требует, например, доверия. В такой рода деятельности общественные организации, как правило, лучше, чем фирмы и учреждения публичной администрации. Можно указать много причин, по которым это именно так. Ниже перечислены самые основные [26]:

1) знания о местных условиях и потребностях: общественные организации создаются гражданами, которые вместе хотят решить какую-то проблему. Поэтому они лучше других знают потребности и нужды своих сообществ;

2) миссия: организации ставят перед собой выполнение миссии, которая для их членов более важна, чем финансовая прибыль. Миссия также привлекает в организацию людей, готовых поддержать ее своей работой или деньгами. Все это способствует тому, что организации очень решительны в борьбе за достижение своих целей;

3) гибкость: общественные организации, как правило, малы, и работают в большой степени на бескорыстном энтузиазме своих членов и добровольцев. Им присуща горизонтальная организационная структура, и они не отягощены бюрократической иерархией. Это дает возможность эластично адаптироваться к новым ситуациям и условиям, и выживать в чрезвычайных ситуациях;

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Задачи переписи во второй половине 20 в.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людск ...

Итоги исследования
В ходе исследования были выявлены: Каналы и передачи влияющие на культуру повседневности студентов и её составляющие. уровни активности участия телевидения в культуре повседневности студентов. Предпочтения студентов при выборе телевизи ...

Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Теория естественного права и общественного договора XVII - XVIII вв. характеризуется интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новы ...