Методики прогнозирования межэтнических конфликтов
Страница 7
Материалы и статьи » Методики прогнозирования межэтнических конфликтов

Как уже отмечалось, представленные методики направлены на измерение уровня межэтнической напряженности и изучение эмоционально-оценочных, когнитивных и поведенческих компонентов этнической идентичности[4].

Данная модель предложена руководителем сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов профессором Валерием Тишковым и обсуждена участниками сети на семинаре в октябре 1995 года (Лимассол, Кипр). В целях совместимости и глобальных сравнений модель использует интерактивную матрицу, разработанную Верховным комиссаром ООН по делам беженцев для предупреждения перемещений населения на уровне страны, но она имеет существенно иной набор индикаторов и может использоваться на уровне страны, региона (республики, края, области), района и отдельной общины.

С 1996 года началась работа по исследовательскому проекту «Этничность, конфликт и согласие» в рамках программы ЮНЕСКО MOST (Management of Social Transformations). К ней были привлечены, прежде всего, те участники сети этнологического мониторинга, которые в ходе сложной и требующей значительных аналитических усилий апробации модели и интенсивного сбора дополнительных материалов продемонстрировали высокое качество результатов.

Авторы проекта исходили из представления, что сравнительный анализ конфликтных ситуаций и развитие обеспечивающей его информационной сети являются важными элементами этнополитологической экспертизы, призванной обеспечить взвешенные и сбалансированные решения в области разрешения конфликтов.

Интерактивная матрица

Категория № Индикатор

Оценка Среда и

ресурсы

1. Состояние воды (питьевая, ирригация, водные пути, промысел)

2. Земельные ресурсы (качество и цена, размер на человека, доступ, лес и др. угодья)

3. Недра (использование, доступ, пользователь, дивиденды)

4. Техногенное воздействие (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия, компенсации)

5. Бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные)

Демография и

миграции

6. Расселение (динамика численности, этнические пропорции, степень и динамика урбанизации)

7. Смешанные браки и степень разводов

8. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)

9. Механические движения населения (миграции, беженцы и переселенцы, временные жители)

Власть,

государство и политика

10. Государственно-административный статус

11. Доктрина и режим власти (федерализм, унитаризм, местное управление, партии и движения, выборы и смена власти, госпрограммы разного уровня)

12. Этническое представительство (в органах власти, бизнесе, информационной и научно-образовательной сфере)

13. Отношения «центр-периферия» (правовые основы, переговоры, контакты, выгоды и обязанности)

14.

Права человека и коллективные права (правовая обеспеченность, нарушения, контроль, правозащитная деятельность)

15.

Общественный порядок и контроль за оружием, судебные разбирательства и исполнение).

16.

Компетенция и авторитет властей и лидеров.

17.

Официальная символика и календарь.

Экономика и 18. социальная сфера.

Производство и динамика цен.

19.

Уровень и расхождение доходов.

20.

Занятость и безработица.

21.

Разделение труда (этническое, региональное, отраслевое, на уровне обмен, обмен услугами, торговое посредничество, престиж занятия).

22.

Социально-профессиональная мобильность (продвижение этнических групп, изменение статуса в трудовой деятельности, наличие маргиналов и их состав).

23.

Участие в приватизации, купле-продаже земли.

24.

Состояние социальной защищенности.

25.

Преступность и бытовое насилие.

Культура, 26. образование, информация

Культурное доминирование.

27.

Религиозная жизнь (конфессиональный состав и изменения, наличие и доступность храмов, возможность отправлять обряды, наличие и состояние святынь, лидеры и прозелитская деятельность, роль в государстве, регионе, общение).

28.

Языковая ситуация (законы и инструкции, язык власти, бизнеса, образования, информации и межгрупповых контактов).

29.

Школьное образование (доступ, обеспеченность, гарантии, состав учителей, учебные материалы).

30. Высшее образование (условия поступления, состав студентов, содержание программ, студенческая жизнь).

31. Средства массовой информации (структура, состав, контроль, характер программ, этнический состав журналистов и телеведущих).

32. Традиционные праздники и обряды (условия, поддержка властей, политическая окраска, участие различных групп населения).

33. Исторический дискурс.

Контакты и 34. Групповые требования и жалобы. стереотипы

35. Прошлые конфликты и коллективные травмы.

36. Этнические стереотипы (положительные, отрицательные, распространенность и использование, обидные клички, официальные противоречия).

37. Изменения в самосознании (отношение этнического и гражданского, местного и регионального, возрождение старых идентичностей и появление новых).

38. Мифы, страхи и слухи.

39. Наличие групповой идеи и идеологии.

40. Уровень толерантности (межгрупповые ненависть, стычки, насилие).

Внешние 41. Наличие и влияние диаспор (соседи, столичная, условия зарубежная).

42. Стабильность / нестабильность соседних и пограничных регионов и стран.

43. Влияние глобального соперничества.

44. Территориальные претензии и проблема границ.

45. Внешние связи и сотрудничество.

46. Меняющийся внешний имидж (страны, региона, республики, народа, общины, режима в регионе, республике, стране, мире).

Сумма оценок по модели в целом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Рекомендуем к прочтению: