Классификация, типы и виды проявления конфликтов
Материалы и статьи » Социология конфликта » Классификация, типы и виды проявления конфликтов

1. Личностный конфликт.

Такие конфликты происходят внутри человека в связи с его переживаниями, недовольствами. Однако часто конфликт в душе одного человека выливается в групповой конфликт. К примеру, мужчине не нравится то, как к нему относится начальство, и он начинает подговаривать других, что в итоге выливается в забастовку.

Некоторые ученые полагают, что личностный конфликт не относится к социальным конфликтам. Однако это не так, ведь иначе получается, что такие формы его проявления, как алкоголизм или наркомания, не относятся к социологии.

2. Межличностный конфликт.

В нем принимают участие два и более индивида, к которым могут присоединяться и другие индивиды, при этом, не образовывая групп. Например, в молодежном лагере в одной комнате живут 3 девочки. Одна из них уже спит, две другие приходят и начинают громко ругаться из-за того, что они что-то не поделили. Они мешают спать третей, и та тоже вливается в конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

Одна группа, состоящая из нескольких человек, реагирует на агрессивные действия другой. Пример такого конфликта – конфликт двух параллельных классов в школе по поводу того, «какой лучше».

4. Конфликт принадлежности,

который заключается в том, что индивид(ы) одновременно принадлежит(ат) к двум противостоящим группам. Довольно распространенный пример, индивид дружит с двумя компаниями, между которыми завязывается конфликт. И индивид не знает, на чью сторону встать.

5. Конфликт с внешней средой

представляет собой конфликт между группой индивидов с различными нормами, предписаниями. Именно в такой конфликт вступает большая часть субкультур. Современный пример такого конфликта – это «эмо», которых общество не принимает. Люди не понимают их стиля одежды, не понимают их идеологию (см. Рис 4. в «Приложении»).

Так же конфликты можно классифицировать по следующим основаниям:

üколичеству участников;

üсоциальным статусам конфликтующих сторон;

üреальности причин;

üдлительности и характеру протекания;

üостроте и степени управляемости;

üпсихологической форме проявления.

Конфликты так же бывают разных типов:

§ схватки, когда противники не видят никаких путей решения, кроме активной борьбы, которая может проявляться абсолютно в любой форме, начиная словесными выпадами, заканчивая физической агрессией;

§ дебатов, когда возможен спор, без применения грубых слов, без излишней агрессии и физической силы. В таком типе конфликта стороны полагают, можно хоть как-то договориться, и считают возможным компромисс;

§ игр, когда обе стороны «играют» по одним и тем же правилам, поэтому конфликт не завершается.

Конфликт может проявляться в виде:

а) словесной агрессии – распространение сплетен про соперника, оскорбления, выдвижения обвинений. Бернард Шоу говорил «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим», многие люди это понимают и специально начинают раздражать других людей какими-либо заявлениями, заведомо противоречащими мнению, ценностям, взглядам оппонента.

б) саботажа, когда одна сторона сознательно наносит урон другой стороне. Саботаж может заключаться в неисполнении важной части обязанности т.е. это неполное исполнение работы, которое наносит серьезный ущерб другой стороне. Так же саботаж может проявляться и в скрытом противодействии осуществлении чего либо.

в) травли (преследования) – одна сторона преследует другую, чтобы ослабить ее;

г) бойкота, когда индивид полностью или частично отказывается от выполнения своих обязанностей, что наносит вред другой стороне;

д) физическая агрессия – достижение цели при помощи драк, нападений, убийств и т.п. (см. Рис 2 в «Приложении»);

е) бунта, который представляет собой массовые стихийные выступления.(см. Рис. 3 в «Приложении»)

Так же форма борьбы может состоять из двух других. Например, общественный протест. Он может начаться в виде бойкота где-нибудь на окраине города у местного ЖЭКа и закончится поджогом Государственной Думы в центре города.


Рекомендуем к прочтению:

Взгляды Эмиля Дюркгейма по вопросам воспитания и образования
Общество навязывает нам цели воспитания, утверждает Дюркгейм, повелевает нам развивать у наших детей, прежде всего, те качества, которые роднят их со всеми людьми. В силу каких же причин общество оказывает моральное давление на индивидов ...

Маргарита Львовна Радченко. Статья "Как найти свой аромат?"
Кто из нас не мучался вопросом, какие именно духи, туалетную воду или одеколон выбрать? Не важно, в подарок или себе самому. Конечно, все мы разные. И у каждого помимо собственных предпочтений, свой запах кожи, различная температура тела. ...

Классический период в развитии социологии. “Понимающая социология” М.Вебера
В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный. Донаучный период развития социологии - самый значительный по времени: III тысячелетие до н. э. - XVIII в. н. э. Первое и достаточно п ...