Маргинал – слово это
(от латинского «маргиналис» — пограничный) означает людей, выбившихся из одной социальной
группы и не до конца интегрировавшихся в другую. Если хотите, людей на пограничье.
Такая прослойка возникает, когда идет резкая и масштабная ломка привычных социальных
структур: именно это и происходило в России в эпоху Александра II и затем Витте
и Столыпина.
Есть давно подмеченный парадокс.
Реформы всегда дают эффект спустя некоторое время — когда сработает их коэффициент
полезного действия. В ходе же самих реформ чаще всего наиболее сильно ощущаются
как раз их побочные, негативные последствия — не случайно у китайцев самое жуткое
проклятие: «Чтоб вам жить во времена реформ!» Причина здесь не только и не столько
в экономических факторах, сколько именно в социально-психологической ломке и общества
в целом, и многих конкретных его членов в частности. Помните у Н. Некрасова: «Порвалась
цепь великая, порвалась, расскочилася: — одним концом по барину, другим по мужику!»
Именно в такие годы появляется
— и это неизбежная болезненная плата за реформы, зачастую угрожающая обществу, —
множество людей с пограничной психологией, с характерным промежуточным менталитетом.
Мы живем в постоянно развивающемся
обществе, вращаясь в различных социальных сферах, принадлежим к различным социальным
группам. Огромное влияние на нашу жизнь оказывают политика и экономика, тот социальный
строй, в который мы попадаем, живя в России. Несомненно, все историко-политические
моменты и перемены в жизни общества находят отклик в душах людей, а деятели литературы
и искусства обладают талантом особым, благодаря чему мы имеем возможность узнавать
интересные факты и вникать в глубокий анализ жизни различных людей в различные исторические
периоды.
Сегодня поговорим немного
о том, как русские писатели описывали маргинальную среду, преимущественно обратимся
к творчеству Михаила Булгакова, создававшего свои произведения в начале XX
века,
в период становления большевистской власти.
Рекомендуем к прочтению:
Рассмотрите позитивные и негативные результаты модернизации российской
системы образования
К позитивным результатам модернизации российской системы образования можно отнести следующие моменты. Это – поддержка регионов. Для этого был создан национальный проект «Образование». Основная цель - предоставить школьникам независимо от ...
Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник
психических травм
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...
Социальное неравенство:
сущность, причины, значение
Неравенство — характерный признак человеческого общества. На ранней стадии его существования господствовало природное неравенство — деление индивидов по уму, физической силе, внешней привлекательности, способностям, полу, возрасту.
По ме ...
|