Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?
Материалы и статьи » Объект и предмет экономической социологии » Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?

Экономическая теория при исследовании экономических процессов в своих многообразных разновидностях оперирует обобщенной моделью homo economicus — «человека экономического». В этой модели человек выступает в качестве «чисто экономического существа, руководимого экономическим интересом и утилитарной рациональностью, что приводит к полному исключению неэкономических религиозных верований и неутилитарных моральных убеждений, антиэгоистического альтруизма и не приносящих дохода художественных ценностей, нерациональных нравов и иррациональных страстей» [12; 162]. Человек, в соответствии с этой моделью, существо независимое, информированное, руководствующееся экономическими интересами, утилитарной рациональностью и осуществляющее рыночное поведение, ориентированное на получение выгоды. Все эти характеристики воплощаются в активном экономическом поведении, которое бывает производящим и потребительным, а чаще всего производящим в одной сфере деятельности (предприниматель, инженер, рабочий, фермер), но потребляющим в другой — потребитель продуктов питания, одежды, услуг и т.п.


Рекомендуем к прочтению:

Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...

Социологические концепции личности
Социологические концепции личности объединяют целый ряд весьма различных теорий. Все они признают личность специфическим образованием, сформированным под воздействием тех или иных социальных факторов. Такая постановка проблемы ведет к ана ...

Анализ контента
Одной из главных претензий к онлайн общению и исследованиям в этой области остается отсутствие у исследователя данных о невербальных компонентах общения: мимики, позы, жестикуляции, расстояния между коммуникантами и прочее. Вырванный из к ...