Основные документы
Страница 1

Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появляется религиозная литература, в которой излагаются вероучения и мифы. Некоторые из этих религиозных книг приобрели ореол святости, их стали называть священными, т.е. заданными самим Богом. Так появились в разных странах в разное время Веды, Авеста, Коран, Танах, Библия, Тора и другие книги.

На Западе наиболее распространена Библия — книга, собранная из древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке (XIII в. до н.э. — II в. н.э.). С точки зрения иудаизма, Библия — это книги, написанные до нашей эры, и отобранные в качестве священных из прочей литературы комиссиями древнееврейских ученых-богословов. Таких книг 39. Они объявляются каноническими, т.е. правильными. Христиане и иудеи считают их Ветхим Заветом.

Кроме этого, христиане признают еще 27 книг Нового Завета, которые написаны в I — II вв. н.э. на старогреческом языке. Библия — важный историко-культурный документ, включающий реальные события и большое количество мифов. Библия вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, которые являются национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.

Коран — главная священная книга мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Согласно мусульманской мифологии, Коран был передан аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. Коран составлен многочисленными авторами и утвержден при халифе Османе (644 — 656 гг.). По преданию, ученики записывали проповеди, наставления и изречения Мухаммеда на пальмовых листьях, пергаменте, костях, затем переписывали их в одну книгу. При упомянутом халифе специальная редакционная комиссия составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или аятов. Слово «аят» означает «знамение», «чудо».

Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения на Аравийском полуострове в период VI — VII вв. н.э. В Коране говорится об обязанностях верующих по отношению к правителю, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность, провозглашает неравенство женщины. С точки зрения мусульман, в Коране «сокрыты величайшие ценности и глубочайшие мысли» для истинно верующих, которым дано проникнуть через внешнюю оболочку коранических слов в недра божественной мудрости.

В иудаизме главными канонами являются две книги — Танах, ветхозаветная часть Библии, которая создана до появления христианства, и Талмуд. Талмуд представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, которая сложилась с IV в. до н.э. по IV в н.э. Если Ветхий Завет называется писаным законом, Талмуд называется устным законом. Талмуд содержит сведения о культе, много поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, элементарных сведений по медицине, математике и географии, немало притч, пословиц, сказок, легенд, мифов, басен.

Буддийскую религиозную литературу, которая насчитывает многие тысячи сочинений, можно условно разделить на две большие категории:

1) каноническая литература, выдаваемая за откровения самого Будды, которые якобы были сообщены потомкам его учениками. Сюда относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований буддизма, сделанные древними авторами. Каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в III — II вв. до н.э;

2) более поздние произведения, которые комментируют и развивают идеи буддизма. Неканонические произведения написаны на десятках языков самых различных азиатских стран в течение почти двух тысячелетий. Каноническая литература известна под названием Типитака. По преданию, после смерти Будды монахи выслушали сообщения ближайших учеников об основных положениях его учения. Запись этих преданий была произведена лишь в I в. до н.э. на Цейлоне. Затем в 1871 г. в Бирме был созван специальный буддийский собор, на котором 2400 монахов выработали унифицированный текст Типитаки. Этот текст вырезали впоследствии на 729 мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном островерхом храмике. Так был создан своеобразный городок-библиотека, хранилище канона — Кутодо, место, почитаемое сейчас всеми буддистами мира.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению: