Пример органического направления в социологии
Материалы и статьи » Макросоциология, органическое движение в социологии » Пример органического направления в социологии

Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин, Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно- научного и социального знаний.

Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.

Органическая школа в социология представлена Е.В. де Роберти, А.И. Строниным, П.Ф. Лидиенфельдом, Я.А. Новиковым.

Так, интересными являются взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича де Роберти. Центральная категория социологии де Роберти – понятие «надорганического». С одной стороны, это высшая (социальная форма проявления мировой энергии, а с другой – продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный путь социальности (зачатки «животной общественности», общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, охватывающих огромное количество исторических, то есть общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность или поведение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории «четырех факторов цивилизации».

В русском органическом направлении присутствует также и социолог, резко критикующий определённые формы органицизма, в то же время являющийся органицистом. Яков Александрович Новиков резко критикует такое направление преимущественно западной органической мысли как «социальный дарвинизм». Новиков критикует социальный дарвинизм за чрезмерную примитивизацию общественных законов и процессов, полностью отождествляя их с законами и процессами в животным мире.

Для Я.А. Новикова «дарвинизм», появившийся в 1859 году - не ложная теория, однако социолог был категорически против точного перенесения идей дарвинизма на социальную науку.

Новиков выдвигает идею о том, что люди не борются между собой за определённые блага, но выживают для борьбы с внешней средой, соответственно выжившие – наиболее приспособленные представители рода человеческого. По его мнению, люди не вступают в личную схватку и не выявляют напрямую сильнейшего, но борются с внешними врагами и в этой борьбе выявляют лучшую особь.


Рекомендуем к прочтению:

Формационный подход к истории
В 40-х годах XIX в. возник марксизм, краеугольным камнем которого является учение об общественно-экономической формации. Оно было развито в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в работе «К критике политической экономии» К. Маркса ...

Стратификационный профиль
Стратификация – структурированные неравенства между различными группами людей. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum – слой, facere – делать). Каждая страта включает только тех ...

Пути развития коммуникативных умений
Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. ...