Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин, Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно- научного и социального знаний.
Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.
Органическая школа в социология представлена Е.В. де Роберти, А.И. Строниным, П.Ф. Лидиенфельдом, Я.А. Новиковым.
Так, интересными являются взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича де Роберти. Центральная категория социологии де Роберти – понятие «надорганического». С одной стороны, это высшая (социальная форма проявления мировой энергии, а с другой – продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный путь социальности (зачатки «животной общественности», общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, охватывающих огромное количество исторических, то есть общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность или поведение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории «четырех факторов цивилизации».
В русском органическом направлении присутствует также и социолог, резко критикующий определённые формы органицизма, в то же время являющийся органицистом. Яков Александрович Новиков резко критикует такое направление преимущественно западной органической мысли как «социальный дарвинизм». Новиков критикует социальный дарвинизм за чрезмерную примитивизацию общественных законов и процессов, полностью отождествляя их с законами и процессами в животным мире.
Для Я.А. Новикова «дарвинизм», появившийся в 1859 году - не ложная теория, однако социолог был категорически против точного перенесения идей дарвинизма на социальную науку.
Новиков выдвигает идею о том, что люди не борются между собой за определённые блага, но выживают для борьбы с внешней средой, соответственно выжившие – наиболее приспособленные представители рода человеческого. По его мнению, люди не вступают в личную схватку и не выявляют напрямую сильнейшего, но борются с внешними врагами и в этой борьбе выявляют лучшую особь.
Рекомендуем к прочтению:
Сопоставление социологических теорий и подходов в рамках исследования
субкультуры ролевиков
Современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации критериев нормы и ценностных ориентаций. За время этой неопределенности происходили процессы сегментирования отдельных групп и сообществ внутри са ...
Социальная гармония. Социальная статика и динамика
Идеи Ш. Фурье о гармонии общества и всемирном единстве нашли развитие в работах О. Конта. Он трактует эту проблему гораздо шире и глубже, чем Фурье. В сфере политики он желает усиления правительственной власти, которая заботится о согласи ...
Основные документы
Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появл ...
|