Выборка исследования

Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.

В социологическом исследовании существуют следующие типы выборок:

1. Эмпирическая выборка – применяется в практике небольших по объему исследований.

А) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);

Б) квотная выборка (создается модель, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) – используются приемы теории вероятности.

А) простая вероятностная выборка – простой случайный отбор.

Б) систематическая вероятностная выборка (каждый пятый, сотый и т.п.)

В) серийная (гнездовая) – когда отбираются гнезда, иногда полярные по исследовательским качествам

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки. Выделяют два вида ошибок:

· Случайные ошибки – связанные со статическими погрешностями и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации.

· Систематические ошибки – возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности, а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.


Рекомендуем к прочтению:

Ответственность и долг социального работника перед профессией
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропага ...

Общество - целостный социальный организм
С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношени ...

Современная теория социального конфликта Ральфа Дарендорфа
Создание целостной картины современности, понимание и предсказание движения общественных процессов, функционирования социальных институтов и в целом обществ эпохи постмодерна невозможны без глубинного анализа теории социального конфликта ...