Выборка исследования

Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.

В социологическом исследовании существуют следующие типы выборок:

1. Эмпирическая выборка – применяется в практике небольших по объему исследований.

А) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);

Б) квотная выборка (создается модель, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) – используются приемы теории вероятности.

А) простая вероятностная выборка – простой случайный отбор.

Б) систематическая вероятностная выборка (каждый пятый, сотый и т.п.)

В) серийная (гнездовая) – когда отбираются гнезда, иногда полярные по исследовательским качествам

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки. Выделяют два вида ошибок:

· Случайные ошибки – связанные со статическими погрешностями и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации.

· Систематические ошибки – возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности, а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.


Рекомендуем к прочтению:

Расчетная часть.
Задание. 1.Определить по первичным данным среднегодовую стоимость основных производственных фондов в расчете на одно предприятие. Имеются выборочные данные (выборка 5% механическая о среднегодовой стоимости основных производственных фон ...

Отличительные особенности британца. Английский характер. Истинный джентльмен
Нынче в моде хорошие манеры, благородные предки, Английский клуб, дорожные кепи и саки. Приятно ощутить себя джентльменом в чем-то твидовом. На самом деле ходячий образ английского джентльмена - не более, чем миф. Слово gentleman, как и ...

Досуг в музыкальном сопровождении
Наиболее массовыми и эффективными по охвату числа потребителей и приспособленности к глобальным процессам считается радиомузыка и в целом продукция музыкальной индустрии. В ряде развитых стран сформирован институциональный комплекс, состо ...