Основные особенности экономической культуры как механизма, регулирующего в конечном итоге экономическое поведение:
Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые, возникая в обществе, обретают в экономической сфере свое специфическое значение. Это и те социальные нормы, которые возникают из внутренних потребностей экономики. Так, экономика экстенсивного развития предполагает естественным планирование от достигнутого, «план любой ценой».
Во-вторых, особенность экономической культуры определяется; теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Это, вероятно, и пластичность социальных стереотипов, и минимум шаблонов, затрудняющих эту связь и делающих ее консервативной. Чем содержательнее и активнее, экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, изобретательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение.
В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что и качестве регулятора связи экономического сознания и мышления она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей. Действительно, регулятивные ценности и нормы экономической культуры имеют организационную направленность — активизировать массы на те или иные действия, активизировать их экономическое поведение. Так, все серьезные повороты в политике сопровождались выдвижением соответствующих лозунгов экономического характера. Лозунг как момент культуры, направленный на то, чтобы выработать у людей социально-экономические стереотипы, тем сильнее мотивирует людей на решение выдвинутых задач, чем противоречивее и эмоциональнее их экономическое мышление, сформированное на вере в символы. Такими были лозунга «Учиться коммунизму» (в начале революции); «Учиться торговать» (в период НЭПа); «Техника в период реконструкции решает все» (на этапе индустриализации); «Чтобы работать по-новому, нужно начать думать по-новому» (в годы перестройки); «Приватизация» (в переходный период). Можно сказать, что экономическая культура ориентирована на управление экономическим поведением в той мере, в какой сформированы прошлым опытом экономического развития экономическое сознание и экономический образ мышления индивида, группы, общества.
Рассмотрение экономической культуры как способа взаимодействия между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики. Данные процессы осуществления прямой и обратной связи между рассматриваемыми явлениями в значительной мере зависят от полноты выполнения функций экономической культуры.
В первую очередь экономическая культура, как и культура в целом, выполняет роль социальной памяти, но не всей социальной памяти общества, а лишь того ее сегмента, который связан с историей экономических отношений. Мы можем говорить о трансляционной функции. Это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, повеления. Из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания и экономического мышления как формы его проявления и экономического поведения как способа их взаимодействия
Рекомендуем к прочтению:
Стадии конфликта. Предконфликтная стадия
Конфликт не появляется мгновенно. Он очень долго назревает. У индивида или группы в течение определенного промежутка времени появляется недовольство тем, как что-то устроено, организовано. Это приводит к потере доверия, уважения к другим ...
Особенности изучения общественного мнения блогосферы методом
контент-анализа
Эффективный способ исследования СМИ – контент-анализ. Начало использованию метода положил Г. Лассуэл. Сфера электронных дневников сегодня охвачена лишь маркетинговыми исследованиями, хотя контент-анализ применим и к изучению общественного ...
Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе
Саратове
В целях данной контрольной работы нами был проведён опрос на тему «Досуг молодежи».
Всего было опрошено 317 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Из них: 95 — учащиеся, 143 — студенты, 81 — рабочая молодежь. Аналитики поставили цель опреде ...
|